Кино

Хоббиту хоббитово, детям — мясорубка

2 403

«Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies)

Новая Зеландия — США, реж. Питер Джексон, в ролях: Ричард Армитейдж, Мартин Фриман, Люк Эванс, Райан Гейдж, Эванджелин Лилли, Эйдан Тёрнер, Орландо Блум, Ману Беннетт, Йен МакКеллен, Ли Пейс, Кейт Бланшетт, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг, Йен Хольм.

Сайт фильма

Короче, Бард убил дракона и со словами «Зима совсем скоро» повёл обездоленных жителей Озёрного города обустраиваться в некогда оставленный ими Дэйл. На всё золото гномов они не претендуют, но обещанную людям долю получить не прочь — чтобы было по справедливости. А тут как раз подходят и эльфы с копьями: в Эреборе потерялись некоторые их «безделушки», вернуть которые — дело принципа и чести. Однако Торин выплачивать долги не намерен и в ответ на принуждения к миру вызывает гномье подкрепление. Между тем на штурм Одинокой горы спешат полчища орков с летучими мышами, червями-оборотнями и гоблинами-наёмниками: Саурон плевать хотел на все сокровища, но намерен завладеть бывшим драконьим логовом из-за его выгодного стратегического положения. «Эта гора станет их могилой», — предрекает всем Азог Осквернитель.

Телеролики фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Всю финальную битву невольно считаешь: гномы — раз, эльфы — два, люди — три, орки — четыре; чьё же воинство пятое?.. Снимем этот вопрос: под конец сражения появляются ещё орлы со зверушками — но их в фильме крайне мало, так как в дележе пирога они всё равно не участвуют.

Зато на сей раз очень много Торина Дубощита, окончательно закрепившего за собой титул Короля Под Горой и на этой почве прискорбно свихнувшегося. Сказать честно, здесь это единственный подробно проработанный с психологической точки зрения портрет. Учитывая, что заявленный хронометраж надо как-то оправдывать, Питер Джексон позволил себе вволю покопаться в глубинах сумрачной души подземного деспота, наделив его, помимо прочего, силуэтом Ивана Грозного (к вопросу, кстати, о влиянии советского кинематографа на мировой).

Другой персонаж с красками — негодяй-подлиза Альфрид, но оно и понятно: мерзавцы почти всегда получаются в кино краше героев. Ранее он прислуживал мэру, теперь вьётся возле Барда. Тот же не даёт толпе прикончить гадюку из соображений гуманности, чем в очередной раз показывает, что ахиллесова пята большинства положительных красавцев — в их показном благородстве. Раздави Бард голову Альфрида своим сапогом — право слово, было бы поучительнее. Ведь чем червяк лучше дракона? Ничем. Но Бард отпускает его, давая Злу новый шанс на возрождение, — и вот с этим никак не хочется соглашаться.

1 Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Все прочие участники заключительной части трилогии не заслуживают и этих нескольких строчек — как правило, они только важно хмурят лоб, или делают задумчивые глаза, или как-то по-особенному поводят плечами… Неудивительно: при таком размахе даже персонажи со словами становятся лишь частичкой грандиозной массовки, прилежно выполняя отведённую им функцию, но и всё на этом. Даже сам Бильбо (куда уж тут без него) вдруг оказывается не более чем связующим звеном между теми и этими. Всё, что он делает — это прячет от Торина драгоценный Аркенстон, дабы с его помощью разрулить ситуацию; когда же доходит до драки, тщедушное телосложение не позволяет ему вмешаться — и максимум, что ему дозволено, так это покидать камушки в великанов.

Ставший мнительным Торин подозревает своих соратников в предательстве, но подозревает не кого-то персонально, а всю толпу вместе: запомнить, кто из них кто, даже на третий раз так и не получается. Режиссёрским замыслом вновь выделен лишь Кили, ещё в прошлой серии втюрившийся в эльфийку Тауриэль и возжелавший отбить её у самого Леголаса — но вся эта троица вызывает скорее скорбное сочувствие, нежели умиление. Стоило ли растрачивать экранное время на этот любовный треугольник?..

Дабы окончательно закрепить мостик между «Хоббитом» и «Властелином колец», Джексон призывает на помощь умирающему Гэндальфу Галадриэль, Элронда и Сарумана, которые общими усилиями на некоторое время наводят порядок, после чего Саруман горделиво восклицает: «Предоставьте Саурона мне!» А в самом конце, как мы помним из первой серии, появится ещё старый Бильбо, рассматривающий колечко, — ну и на этом уже гигантская сага про Средиземье, наконец-то, закончится.

Сага о Средиземье: вспомнить всё

Возможно, первоначальное решение доверить постановку новой трилогии Гильермо дель Торо было действительно правильным: другой режиссёр мог бы окинуть уже знакомый зрителю мир свежим взглядом и, сохранив все принципиальные элементы, придать действу некое иное направление. Но дель Торо, как мы знаем, сошёл с пути, не выдержав нервотрёпки со сроками производства — и Питеру Джексону ничего уже не оставалось, как вновь поднимать своё титаническое детище. Конечно, с исторической точки зрения так оно и должно было быть, но встаньте на его сторону: каково это — прожить с хоббитами, магами и гномами столько каторжных лет?.. Поэтому то и дело тут меж кадрами сквозит элементарная усталость, и когда герои говорят одно, чувствуется, что хотели они сказать совсем другое: «Ну когда же уже это закончится?..»

Хотя если судить по сборам предыдущих картин, зритель в своей массе ничего этого вовсе не замечает. Вряд ли заметит и сейчас, тем более что прокатчики благородно снизили возрастной рейтинг до 6+, а детям нюансы ни к чему, им бы только мочилово подавай, безо всяких там психологических тонкостей. В этой связи, конечно, никак нельзя не отметить подвиг Джексона, который умудряется вести счёт убитых на тысячи, но при этом в кадре нет ни одной, кажется, капельки крови - кроме запёкшейся на лице, но та не считается. Никаких брызг, одни только отрубленные головы! Придраться не к чему — и теперь один из самых бескровных, но при этом и один из самых жёстких фильмов года, порой напоминающий межрасовую мясорубку, легально доступен даже дошкольникам.

Которым, впрочем, пойдёт на пользу, если они, выходя из зала, задумаются над тем, как так вышло, что пока Бильбо познавал мир, его имущество было разворовано соотечественниками.

2 Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

См. рецензию Киноридуса на фильм «Хоббит: Пустошь Смауга»: «Похоже, надо искренне любить весь этот толкиено-джексоновский мир, чтобы получить от него подлинное удовольствие».

См. рецензию Киноридуса на фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»: «Что ни говори, у фильма есть одно несомненное свойство: он точно останется. Его можно полюбить сразу, можно не принять поначалу, но очевидно – абсолютное большинство кинокартин этого года уйдет в небытие, а с ним нам жить всю дальнейшую жизнь. Он не выветрится, не пропадет и не сгинет, а закрепится в человеческой памяти навсегда – что необходимо принять просто как неотъемлемую данность. И когда-нибудь мы будем вспоминать эти первые свои от него впечатления с ностальгической нежностью – точно так же, как мы сейчас вспоминаем давнюю премьеру «Братства кольца», когда Легенда только начиналась».