Политика

Ходорковский пошел по стопам Ленина

19 3670

Разумеется, Ходорковский в российскую столицу не приехал, поговорил с журналистами удаленно, из Лондона. В России его обвиняют в убийстве мэра Нефтеюганска Петухова, грозит арест, а Ходорковский с этими обвинениями категорически не согласен. «Убийство было раскрыто в том же году, в котором совершено — в 1998-м, — заявил он. — Это дело — прямое указание Путина, я об этом знаю, и комментировать слова вдовы не буду». Не будет он общаться и со следователями: «Разговаривать с подчиненными людей, назначенными при содействии преступных группировок, я не буду».

С его точки зрения, новое уголовное дело — это инструмент давления на акционеров ЮКОСа, чтобы денег не отдавать. Сам Ходорковский же, по его же словам, делами акционеров не интересуется, так как еще в 2004 году продал все свои акции и к предприятию этому с тех пор никакого отношения не имеет.

1 © Кирилл Копытокк/Ridus

Разобравшись за несколько минут с убийством мэра, создатель «Открытой России» перешел к более важным с его точки зрения делам, и в нескольких предложениях нарисовал картину апокалипсиса в отдельно взятой стране: крах экономики и банковского сектора, талантливая молодежь уезжает, санкции, международная изоляция, все плохо. И тут же предложил выход из западни — такой же, какой в свое время предложил Ленин…

В отсутствии института честных выборов и иных законных инструментов смены власти, единственный способ ее смены — это революция. Революция в России неизбежна. Вопрос в том, как сделать революцию хотя бы относительно мирной и эффективной, с точки зрения восстановления демократического управления нашей страной. Свою задачу я вижу в представлении помощи людям, готовым стать этой альтернативой,обратился к прессе бывший бизнесмен.

Следующий пассаж вышел еще более любопытным. Ходорковский призвал россиян целенаправленно не соблюдать законы. Впрочем, удивляться тут нечему, в сфере противоправных действий опыта Михаилу Борисовичу не занимать.

В стране создаются не легитимные репрессивные законы. Они принимаются нелегитимным парламентом. Они противоправны, их необходимо саботировать по мере сил и возможностей,отметил отсидевший срок коммерсант.

Лидера грядущей революции он не назвал, и сам таковым быть отказался: «революция будет спонтанной, и кто ее возглавит, мы узнаем только тогда».

2 © Кирилл Копытокк/Ridus

Прошелся Ходорковский и по населению, поддерживающему сегодняшнюю политику страны. С точки зрения бежавшего в Лондон (высланного, по его словам) бизнесмена, это объясняется очень просто: стокгольмский синдром. Точно так же заложники иной раз защищают террористов. Железная логика.

К слову, заниматься политикой, по словам Михаила Борисовича, ему противно. Однако, пришлось таки взять себя в руки, заставить. «К сожалению, ситуация сложилась таким образом, что профессиональные люди, которые занимались политикой в оппозиции, эту функцию в большинстве своем выполнять не могут. А просто так смотреть за тем, что происходит у нас в стране, я, как гражданин России, тоже не могу», — отметил Ходорковский. Прокомментировал он и свое обещание не лезть больше в эту сферу жизни:

Я брал на себя обязательство, и я его исполнил: не принимать участия в политической жизни, а заниматься семейными делами в то время, которое мне было предоставлено решением Путина. Это время мне требовалось в связи с тем, что у меня мама находилось в тяжелом положении, и, увы, к сожалению, она ушла в августе, более года назад. С тех пору меня не существует никаких обязательств. Мой срок закончился в августе того же года, объяснил Ходорковский свое решение поддержать «неизбежную революцию».

Стоит отметить, что московская студия регулярно теряла связь с Лондоном. «Мы всю ночь этим занимались, но толком наладить не успели», — извинялась координатор. Видимо, революцию устроить проще, чем наладить связь через интернет.

Офис же «Открытой России» при этом выглядит, как настоящая крепость. Вывески — нет, в подворотне перед массивной железной дверью дежурит «контроль» со списками аккредитованных журналистов. После сверки имен-фамилий пускают во внутренний двор, откуда после второго фейс-контроля уже можно попасть на пресс-конференцию. Готовятся к революции и возможным штурмам?

3 © Кирилл Копытокк/Ridus