Сейчас в СМИ и правительстве РФ идет активное обсуждение вопроса о создании инфраструктуры для беспилотного транспорта. Первые грузовые беспилотники уже в следующем году должны помчаться по скоростной трассе М-11 «Нева», с которой начнется формирование беспилотных логистических коридоров на территории России.
На заводской территории «КАМАЗа» начались тестовые заезды беспилотного электрического грузовика «Челнок», по территории Первой Градской больницы курсирует беспилотная Лада Веста, а беспилотные такси Яндекса уже вот-вот начнут в тестовом режиме возить пассажиров в московском районе Ясенево. И все это не считая того, что еще в 2015 году по МКАДу и другим обычным дорогам Москвы в беспилотном режиме прокатилась Tesla. С тех пор у детища Илона Маска появился автопилот 3 уровня, хотя в компании заявляют что в течение нескольких ближайших лет будут внедрены 4 и 5 уровень.
Беспилотный грузовик «Челнок"© кадр из видео КАМАЗСпециальный город для беспилотников
Массовый приход беспилотников на наши дороги видится уже в плоскости не «да или нет», а «когда». И этот неизбежный приход подводит нас к следующему вопросу: придется ли как-то менять для нового вида транспорта дорожную инфраструктуру города. И если да — какие это будут изменения и когда нужно их начинать, чтобы подготовиться к его приходу?
По его мнению, это проблема, актуальная для всей России в целом. Мало кто верит в то, что в Москве к 2030 году на дорогах будут одни беспилотники, а это значит, что в остальной России единственным выбором для людей останется все та же классическая Нива.
Александр Антонов уверен, что к 2030 году чуда ждать не стоит. Ведь по его мнению, для беспилотников надо просто-напросто создавать новую проезжую часть. Везде. Потому что по существующей сети они смогут передвигаться только если их будет на порядок меньше, чем нынешнее число машин и ездить они будут со скоростью дилижанса.
Беспилотный автомобиль компании «Яндекс"© Ведяшкин Сергей/Агентство «Москва»В двух плоскостях
То, что строительство новой инфраструктуры для нового типа транспорта неизбежно, подтверждает и архитектор и градостроитель Илья Заливухин, по мнению которого разделять тему беспилотников нужно на две части, то есть в первом случае говорить о привычном наземном и подземном, а во втором, о воздушном транспорте, который вскоре, очевидно, тоже появится.
При этом, по мнению эксперта, в условиях развития и уплотнения городов планировать беспилотный транспорт придется не только в привычной нам сегодня 2D модели, но и в 3D. Например, транспортно-пересадочные узлы должны будут появляться на определенной высоте для того, чтобы взаимодействовать с ними можно было бы и летающему транспорту.
Уже сейчас в мире существуют двухэтажные лифты, со входами на разных уровнях (вертикальный транспорт), активно развивается система вертикального лифтового транспорта в современных небоскребах (например, в Шанхайской башне максимальная скорость передвижения лифта составляет 73,8 км/ч, а в финансовом центре Гуанчжоу (CTF Finance Center) лифт на испытаниях в июне 2017-го развил скорость 75,6 км/ч. Правда, так гонять в реальной эксплуатации его не предполагается — поднимать пассажиров он будет со скоростью 72 км/ч, а опускать — с вдвое меньшей — прим. ред.).
Парковые зоны и общественные пространства также сегодня не редко появляются, по сути, на верху, в надземном пространстве, например на крышах зданий. Но все-таки 3 D модель — это будущее. Пока у нас устройство города модели 2 D, то есть выстроенного по горизонтали и лишь немного по вертикали, и в основном, люди в нем ездят и ходят по земле и под землей. Однако с приходом летающего транспорта у города неизбежно будут надстраиваться дополнительные уровни, которые в свою очередь будут пересекаться в воздухе мостами и прочей необходимой инфраструктурой, - заключает Илья Заливухин.Сейчас модель удивительного города с летающими машинами и доставщиками-дронами мы можем себе представить разве что по сказочным историям о Гарри Поттере, кадрам из «Пятого элемента». или более современной фантастики из фильмов Вачовски, и она кажется не очень правдоподобной. Однако, технологии развиваются так стремительно, что когда-то от единичных разработок конструкторы перейдут и к массовому производству перемещающихся по воздуху роботизированных аппаратов и транспортных средств.
Например, компания XPeng пообещала через год начать приём заказов на двухместный электролёт, который будет перемещаться по воздуху в автономном режиме и станет серийной версией. А робот «Хавьер», оснащенный приборами ночного видения, бдит в круглосуточным режиме за нарушениями гражданами масочного режима в Сингапуре. Дроны уже тестируют контроль за нарушениями на дорогах в РФ, а некоторые тренируются доставлять еду и товары на дом.