Военные конфликты Политика

Хомс восстанавливается. Для разрушения Сирии запускается план «Б»

1 3620

В город торжественно вернулась хранившаяся около двух лет за его пределами реликвия — часть пояса Богородицы, по приданию, посланная ею апостолу Фоме.

Реликвия хранилась в Хомсе около 16 веков, попав сюда из Индии, где она оставалась после гибели апостола. Церковь Пояса Богородицы (на арабском она называется Ум аль-Зуннар) находится в Старом Хомсе, который удерживался боевиками. Опасаясь за сохранность святыни, священники смогли успешно эвакуировать ее за пределы ставшего опасным Хомса. Место и даже город, ставшие временным убежищем для реликвии, держались в тайне. После реализации исторического соглашения о выводе боевиков из центра Хомса, город постепенно начал восстанавливаться. Одним из восстанавливаемых в первую очередь объектов стала и пострадавшая в результате боев древняя церковь, заложенная еще в 59 году н.э..

15 августа 2014 в Хомс была возвращена святыня – часть пояса Богородицы. На фото – Патриарх Сиро-яковитской (православной) церкви.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

За прошедшие с момента выхода боевиков несколько месяцев строителям удалось заделать зиявшие в потолке храма дыры. Двор храма украсили транспарантами. Многие люди плакали, когда в стены храма внесли сделанный из серебра массивный «цветок», в котором и хранится сложенный в несколько раз тоненький поясок из верблюжьей шерсти расшитый золотыми узорами. Возвращение в Хомс одной из главный реликвий сирийских христиан ознаменовало собой окончание первого этапа восстановления изувеченного войной города и укрепило надежду его жителей на то, что мир вернулся в их дома всерьез и надолго.

Провинция Хомс стратегически является крайне важной, так как захват ее боевиками отрезал бы юг Сирии от севера страны и прибрежных районов. Значительно ухудшив и гуманитарную ситуацию в ряде районов страны и существенно снизив маневренность сирийской армии. Западные СМИ пафосно называли Хомс «столицей сирийской революции», рисуя картинку города, полностью поддерживающего действия боевиков. Мало кто мог себе представить, что творится в городе и одноименной провинции на самом деле. А в городе орудовали оголтелые банды, вкусившие вкус крови и считавшие себя абсолютно безнаказанными. Людей похищали тысячами. В окна летели гранаты, убивавшие всю семью. Если гранат у злоумышленников не было, людей «просто» расстреливали или зарезали холодным оружием.

Подобные самодельные взрывные устройства сирийские военные находили в оставленном боевиками районе в огромных количествах.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

При этом, тела жертв фотографировались и отсылались на ставшую трибуной боевиков «аль-Джазиру» и другие подобные ей телеканалы, выдавая убитых боевиками за жертв бесчинствующей сирийской армии. Благодаря выводу армейских постов из сирийских городов, навязанных стране Кофи Аннаном, боевики без боев с легкостью захватили центральные районы Хомса.

По свидетельствам очевидцев, место только что вышедшей армии в мгновение ока заняли те, кого почти весь мир величал «революционерами». В первое время из захваченных районов еще можно было убежать. Что большинство жителей и сделало. Многие убегали, захватив лишь документы и деньги. Те, кто остался, и представить себе не могли, что им придется пережить в самом ближайшем будущем. А впереди были два года блокады анклава. Два года без электричества, нормального количества воды и продовольствия. Два года полной власти боевиков над удерживавшимися ими в качестве живого щита мирным гражданам.

Люди живут в Хомсе как минимум 3000 лет. От былых времен и цивилизаций городу досталось не только видимое историческое наследие в виде прекрасных древних зданий, но и настоящий город под городом: катакомбы, подземные части зданий и подземные ходы, некоторые из которых уходили за пределы города. Взять город силой можно было только уничтожив в нем все: и наземную и подземную его часть.

Для того, чтобы незаметно пробираться в тыл к армии, боевики рыли туннели прямо под асфальтом.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Воевать в узких средневековых переулочках также было сложно. Такие бои заведомо обрекали бы армию на огромные потери. Уставшие от затянувшегося состояния пата стороны, в итоге, прибегли к переговорам при посредничестве ООН и сирийских комитетов по национальному примирению.

Одна из огневых точек боевиков. Фото сделано буквально через час после того, как эта точка была покинута боевиками.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

15 мая 2014 года боевики просто сели в автобусы и выехали в другой анклав, находящийся к северу от Хомса. Спася себя от медленной смерти от голода, а город и остававшихся в нем людей от затянувшихся тягот блокады и вялотекущих боевых действий.

Первые часы после выхода боевиков из Старого Хомса. Солдаты празднуют победу и с удовольствием фотографируются.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Я была одной из первых, кто вошел в оставленные боевиками кварталы. Повсюду работали бригады по разминированию. Небольшие самодельные взрывные устройства складывали в полиэтиленовые пакеты. Когда в пакеты переставало влезать, просто выкладывали кучками на тротуарах. Двое из занимавшихся разминированием солдат были легко ранены при срабатывании очередного разминировавшегося устройства. 

Хомс, первые часы после выхода из города боевиков. Мои знакомые солдаты дурачатся. Когда я была в плену у боевиков, мое фото рядом с самым высоким парнем на этой фотографии крутило множество телеканалов мира в качестве приведенного боевиками доказательства моего "сотрудничества" с армией.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Военные буквально умоляли меня никуда не лезть без их разрешения, не наступать на подозрительные предметы и вообще вести себя максимально осторожно. Но у меня уже — многолетний опыт работы в районах боев, я понимаю, что каждый неосторожный шаг может стать последним. Вместе с давно знакомыми солдатами осмотрела несколько улиц, о том, чтобы попасть на которые раньше можно было только мечтать.

Старый и уже успевший заржаветь броневик сирийской полиции - лучшее свидетельство того, что не смотря на заявления о том, что демонстрации в Хомсе были мирными, "демонстранты" применяли против полиции оружие.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Уже через несколько часов после выхода боевиков в центральные районы города вошли бульдозеры, начавшие расчистку улиц от мусора и баррикад. Еще через сутки в Старый Хомс впустили вынужденных покинуть его на время жителей, чтобы каждый из них смог узнать, в каком состоянии находится его дом и имущество.

В первые часы улицы освобожденного Хомса были покрыты всяческим мусором. Расчистка улиц при помощи бульдозеров началась сразу же после разминирования.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Спрятанное в тайниках боевиками оружие находят до сих пор. Следов тысяч похищенных и так и не освобожденных за выкуп людей пока так и не нашли. Где находятся эти тысячи хорошо спрятанных тел — одна из самых страшных тайн Старого Хомса.

Подобными приспособлениями боевики пробивали стены домов, устраивая проходы. По таким проходам можно было переходить из дома в дом и из квартиры в квартиру не выходя на улицу. То есть, в тайне от армии.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

С разблокированием освобожденных районов в Хомсе исчезла транспортная проблема: раньше, зачастую, приходилось объезжать чуть ли не весь город для того, чтобы попасть на расположенную в трех минутах езды улицу. В возвращающиеся к мирной жизни районы постепенно проводят электричество, на данный момент там работает несколько продуктовых магазинчиков и даже ресторан. И хотя, безусловно, в городе среди его жителей еще остаются пособники боевиков (иначе не было бы периодических терактов с применением заминированных автомобилей) обстановка в целом говорит о том, что боевики проиграли и больше никаких шансов на победу не имеют. В разных уголках Сирии сирийская армия постепенно теснит боевиков «Свободной сирийской армии», в ряде населенных пунктов удается достигнуть соглашение о капитуляции боевиков. Сообщения о различных локальных победах армии приходят каждый день. 15 августа, наконец, сирийская армия одержала победу в находящемся недалеко от аэропорта поселке Млеха, который за последние два года несколько раз переходил из рук в руки. Улучшается и ситуация в Алеппо. Количество терактов значительно снизилось. Все было бы хорошо, если бы не новая опасность, замаячившая на сирийском горизонте.

Упавший на оживленный перекресток минометный снаряд ранил 25 человек и оборвал жизни еще двоих.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Эти осколки держащий их человек вытащил из собственной машины, оказавшейся вблизи места падения минометного снаряда.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Ситуация на востоке Сирии не особо подробно освещается в сирийской прессе. Но Сирия — страна маленькая и многое становится известно и несмотря на отсутствие информации в официальных СМИ. Информация о масштабных преступлениях, совершаемых разномастным сбродом так называемого «исламского государства» поражают даже сирийцев, за 3 с лишним года гражданской войны чего только не повидавших. Несколько недель тому назад напали на поселок рабочих-газовщиков, лишив жизни в общей сложности почти 400 человек. С отрезанными головами нескольких захваченных в плен солдат боевики как только не позировали. На днях появилась информация о том, что боевики-радикалы отрезали голову мальчишке в качестве мести за то, что старший брат ребенка служит в сирийской армии. То девятилетнюю девочку «берут в жены». То, забыв, что они называют себя мусульманами, очередную могилу сподвижника пророка Мухаммада взорвут. По сообщениям зарубежных СМИ, только за последние две недели боевиками были убиты более 700 сирийцев. Трупы возят в кузовах грузовичков, полные трупов грузовички фотографируются и выкладываются в интернет.

В случае, когда количество поступающих в больницы пострадавших велико, врачам приходится оказывать помощь только что прооперированным в больничных коридорах.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Раненый при минометном обстреле палестинец. Мужчина потерял не только руку и ногу, но и маленького сына, сидевшего рядом с ним на улице в момент обстрела.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Новая напасть это уже не сирийские маргиналы и не обманутые обычные сирийские мужики, многие из которых оказались по ту сторону закона из-за того, что «все пошли на митинг и я тоже пошел». Радикалы, большинство которых — иностранцы, ничем не связаны ни с Сирией, ни с ее населением. Пытаться договориться с такими или вымолить пощаду бесполезно. Многие имеют многолетний реальный боевой опыт, полученный не только в Сирии и Ираке, но и в Чечне, Югославии, Афганистане и других «горячих точках». Кроме того, в отличие от сирийских «революционеров», которым разжигатели конфликта когда-то внушили, что они «защищаются», боевики ИГИЛа настроены не на «самозащиту» от армии, а на нападения, завоевание территорий и полную их «очистку» от нелояльного населения и религиозных меньшинств. Воюющие на чужой земле за обещанный им рай воины «халифата» представляют собой страшную и плохо контролируемую силу из множества отрядов и разномастных группировок.

Один из погибших при обстреле школы подростков.

© Анхар Кочнева/Ridus.ru

Один из моих знакомых — сирийский аналитик — высказал на днях в разговоре одну очень интересную мысль. Суть ее заключается в том, что США, около десятилетия вооружавшие «армию» постсаддамовского Ирака (разбегающуюся при одном виде исламистов или просто переходящую на их сторону) отлично понимали, в какие руки в скором времени попадет все это современное оружие. Версия интересная и не лишенная оснований: ведь сегодня руками ИГИЛа воплощается американский план «нового ближнего востока», озвученный около 10 лет тому назад и предполагающий раздел Ирака на три моноконфессиональных государства. 

То, что сегодня США применяет силу против ИГИЛ только там, где их отряды выходят за пределы «запроектированного» американцами суннитского государства и не реагирует на бесчинства, творящиеся в западном Ираке и восточной Сирии, только укрепляют нехорошие подозрения. Укрепляющие свои позиции в Сирии радикалы опасны не только для рядовых сирийцев, но и для начавших 3 года назад гражданскую войну сирийских боевиков. В марте нынешнего года в горном районе Калямун боевиками ИГИЛа были похищены и казнены двое из охранявших меня во время 153-дневного плена боевиков — выходцев из Хомса. Радикалы не раздумывая казнят за «инакомыслие» не только мусульман нерадикальных толков и христиан, но и более светских. чем они сами, «борцов с режимом». Несмотря на победы сирийской армии и наступающее в Сирии подобие стабильности, сражение за Сирию еще не заканчивается. План «А» в Сирии не прошел. Для уничтожения упрямого государства запускается план «Б».