Экономика

Хроника честного отъема: россиянам приготовили новые налоги

1 13480

В будущем году российский Минфин рассчитывает увеличить сборы в федеральную казну на триллион рублей — до 18,8 триллиона. Более половины новых поступлений должны обеспечить новые налоги. В том числе 218 миллиардов рублей ведомство планирует получить за счет изменения формулы налога на добавленный доход для нефтяных компаний (отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти).

По оценкам Минфина, повышение в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых для металлургов и производителей удобрений пополнит бюджет на 56 миллиардов рублей. Резкий рост акциза на сигареты (сразу на 20%) добавит еще 70 миллиардов. С населения соберут дополнительно 160 миллиардов благодаря прогрессивной шкале НДФЛ (люди с доходами от пяти миллионов рублей в год будут платить 15% вместо 13%) и налогу на доход с банковских вкладов.

Два года назад власти уже повышали НДС, что принесло в бюджет 639 миллиардов рублей, а также провели пенсионную реформу, которая позволила заморозить расходы на выплаты пенсий (за счет сокращения численности пенсионеров), напоминает Finanz.ru.

По сути, Россия угодила в так называемую «налоговую ловушку»: в стремлении собрать больше денег власть гасит предпринимательскую активность. В результате после кратковременного повышения сборов налогооблагаемая база сокращается. Чтобы удержать поступления в бюджет, налоги приходится повышать снова, и ситуация замыкается в порочный круг.

Нет доходов — нет сборов

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

«Налоговая ловушка» — уже реальность, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева. Во время весенней пандемии многие предприниматели воспользовались такой мерой господдержки, как отсрочка по уплате налогов. Но эта «льгота» не обнулила обязательства перед бюджетом, а лишь перенесла проблему на более поздний срок.

С точки зрения финансового планирования окончание периода налоговой отсрочки фактически удваивает сумму обязательств компании. Например, осенью надо платить и «стандартные» текущие налоги, и те, которые попали под отсрочку весной. Бизнес-сообщество уже доносит до властей информацию о катастрофическом финансовом положении: де-факто они признаются, что им нечем платить налоги, на которые была получена отсрочка во время пандемии, — поясняет эксперт.

У половины предпринимателей спрос восстановился всего на 50%, а у четверти упал в пять раз в сравнении с 2019 годом. Такие данные приводит Аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова по результатам опроса 1000 компаний.

Перспективами массового дефолта и кризиса неплатежей обеспокоен и Центробанк. Уже продлена часть введенных на фоне пандемии антикризисных мер, срок действия которых истекал 30 сентября. В частности, ЦБ рекомендовал кредитным организациям и микрофинансовым институтам продолжать реструктурировать кредиты предприятий малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2020 года и не назначать в период до 31 декабря 2020 года пени и штрафы по ним.

Если не повысятся доходы, то брать дополнительные налоги будет просто не с чего. Не забудьте, что бизнес-спад уменьшает и количество крупных банковских вкладов, на налог с которых так рассчитывает государство. Сбережения собственников как минимум не увеличатся, а скорее всего, уменьшатся, если еще не растаяли весной-летом в попытках спасти свою компанию после пандемии, — замечает Ненашева.

Заморозка вместо восстановления

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

С повышением налоговой нагрузки в 2021 году столкнутся многие участники экономики, и не только те, кто относится к добывающему сектору или имеет высокие доходы. Так, повышение НДПИ помимо собственно добывающих производств отразится на всей остальной производственной цепочке, которая занимается дальнейшей переработкой этого сырья — ведь повышенная налоговая нагрузка во многом будет заложена в отпускные цены.

А резкое повышение акцизов на табачные изделия ощутят на себе курильщики. Причем если раньше постепенное повышение этих акцизов преследовало цель стимулировать населения к отказу от курения, то теперь повышение акцизов напрямую связывают с необходимостью пополнения бюджета, — говорит заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Вера Кононова.

Повышение налогов вызовет и еще одно серьезное последствие для экономики — ухудшение инвестиционного климата, предупреждает она. Еще год-полтора назад финансовые власти РФ четко заявляли позицию, что после повышения НДС налоговая система шесть лет не будет меняться. Теперь же участники экономики получили четкий сигнал о том, что о налоговой стабильности можно забыть.

Но для инвестора отсутствие налоговой стабильности означает, что результаты его проектов становятся еще более неопределенными, чем раньше. К сожалению, это может сдерживать восстановление в инвестиционной сфере еще долгое время, — сетует аналитик.

По ее словам, дефицит бюджета, возникший из-за коронакризиса, вполне можно компенсировать другими способами, например, за счет имеющихся резервов бюджетной системы, а также увеличения госдолга (его уровень в России достаточно низкий по сравнению с другими странами).

Политика повышения налоговой нагрузки, которая взята на вооружение сегодня, сдерживает экономическую активность, предупреждает эксперт. Вместо того чтобы обеспечить быстрое восстановление экономики после спада, такая политика приведет к откладыванию этого восстановления. И это плохо не только для экономики, но и для бюджета: ведь затяжная стагнация экономики означает и стагнацию налоговой базы, а вместе с ней — и стагнацию налоговых поступлений в бюджет.

Невыученные уроки

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Еще американский опыт преодоления Великой депрессии (30-е годы прошлого века) показывает: чтобы вывести экономику из спада, надо увеличивать расходы государства и одновременно уменьшать налоги, напоминает Ненашева. Именно так создаются наилучшие условия для взрывного роста предпринимательской активности.

Государство начинает тратить деньги на большие проекты (инфраструктура, новые дороги, заводы, агрокомплексы и т. д.). Большие проекты резко увеличивают спрос на промышленные товары, у реального сектора появляются новые рынки сбыта. Рост государственных расходов при одновременном снижении налогов дают всплеск предпринимательской активности в реальном секторе. На него «надстраивается» рост потребления — отсюда повышение доходов сферы услуг.

Через несколько лет стабилизационные меры такого типа начинают окупаться. Общий рост экономики увеличивает налогооблагаемую базу — следовательно, государство за счет увеличения общего валового сбора налогов возвращает себе те резервы, которые потрачены на преодоление спада, — рассказывает эксперт.

Стимулировать производство, по ее словам, можно было бы и повышением таможенных пошлин, чтобы производство комплектующих и сборка были выгоднее импорта готовых товаров и изделий. Также благоприятной мерой было бы увеличение не только ввозных, но и вывозных пошлин — на экспорт необработанного сырья (тогда нефть, руду, газ, зерно, древесину и т. д. было бы выгоднее перерабатывать в России).

Существование рентабельного производства повысило бы приток инвестиций в экономику, особенно в связи с тем, что повышаются налоги на банковские вклады. Состоятельным людям было бы выгоднее вкладывать деньги в реальный сектор, чем держать их на депозитах, поясняет аналитик.

К сожалению, сейчас кабинет министров все делает наоборот. Налоги увеличиваются, госзаказ сокращается, пошлины никто не меняет. Экономику загоняют в порочный круг, выбраться из которого будет очень трудно, — сокрушается она.

То же увеличение НДПИ грозит не только ростом цен на горючее внутри страны и связанным с этим «эффектом домино» снижения рентабельности очень многих отраслей экономики, но и серьезным дисбалансом распределения доходов, указывает Ненашева. Ведь налог на прибыль в основном идет в бюджеты регионов. А в случае роста НДПИ прибыль сырьевых компаний сильно уменьшится. В итоге федеральный центр, как получатель НДПИ, аккумулирует дополнительные средства. Но бюджеты регионов, наоборот, столкнутся с нехваткой денег и будут просить дотации, субвенции и кредиты у Москвы.

Прогрессивная шкала НДФЛ, по мнению эксперта, вряд ли принесет много средств, ведь кратного роста налогов на большие доходы все равно не произойдет.

Но это увеличение хотя бы не грозит социальным взрывом. В отличие от повышения акцизов на сигареты. Ведь удорожание табачных изделий ударит по карману всех слоев общества — в том числе и малообеспеченных, — замечает она.

Налоговая мина

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Некоторые из новых налогов оправданы, некоторые — нет, но в целом рост фискальной нагрузки, несомненно, приведет к уменьшению деловой активности, соглашается вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. Огосударствление экономики продолжается, констатирует он, и коронавирус это только усилил.

Тут даже не столько ловушка налогооблагаемой базы, сколько психологическая. Вот мы прошли карантин, коронавирус, эпидемию. И власти увидели, что в принципе огосударствление экономики — это не так уж и плохо. Мы же упали меньше, чем другие страны с развитой экономикой. Соответственно, помочь десяти госкопорациям намного легче, чем миллионам мелких бизнесов. Такая идеология сейчас у них в головах, насколько я понимаю, — рассуждает аналитик.

Он полагает, что на самом деле российские власти просто не видят проблемы в том, что малый бизнес умирает. Более того, в современной России экономика — базис для политики. И руководство страны не заинтересовано в расширении предпринимательской активности, потому что растущий средний класс будет яростнее отстаивать свои политические права.

Они смотрят по реакции. Народ проглотил? Проглотил. Усиливаем! Пока народ не протестует, они так и будут закручивать гайки. Но, мне кажется, запрос населения на социальное государство все-таки существует. И то, что они сейчас повышают налоги, ужесточают все, что связано с гаражной экономикой, это им аукнется. Может быть, не сейчас, но чуть позже. Потому что доходы населения падают. Рано или поздно это приведет к какому-то социальному взрыву, — заключает эксперт.