Фото

Художник Илья Diliago укротил в Казани дух писателя Аксенова. Фоторепортаж

16 672

В Доме Аксенова в Казани в минувшую субботу, 14 сентября, не было свободного места.

© Никита Перфилев

Внучка самого писателя Аксенова взяла в руки микрофон, поприветствовала гостей и представила публике художника "Ридуса" Илью Diliago. Дальше "штурвал" взял в свои руки сам художник.

© Никита Перфилев

Илья с первых слов полюбился публике - это откровенно читалось на лицах собравшихся.

© Никита Перфилев

Вскоре Илья выступил с неожиданной идеей, попросив гостей вечера самим выступить в роли художников и нарисовать иллюстрации для его будущего клипа.

© Никита Перфилев

В зал "ушла" тридцать одна записка с заданиями. Нужно было нарисовать букву в заранее заданной игровой форме.

© Никита Перфилев

Каждый рисунок был рассмотрен автором, а затем трепетно прикреплен к специально натянутой бечевке. Экспозиция из рисунков гостей стала задником символической сцены.

© Никита Перфилев

В зале погас свет, и Илья дал небольшой концерт-квартирник, состоящий из песен собственного сочинения. Сам автор планировал спеть пару песен, чтобы дополнить вечер, но публика не хотела отпускать Илью. Концерт продлился около часа, и каждый раз гости вызывали творца на бис.

© Никита Перфилев

Да, и после концерта общение изрядно затянулось. Вечер прошел в уютной и теплой атмосфере. Поговаривают, что в музее Аксенова живет дух писателя и бывает такое, что он не принимает какие-то выставки или концерты, тогда у организаторов начинаются мелкие неприятности. То картины падают со стен, то свет отключается. Но нашего Diliago дух принял с распростертыми объятьями, о чем подметила сама хранительница музея.

© Никита Перфилев

© Никита Перфилев

© Никита Перфилев

© Никита Перфилев

© Никита Перфилев

Комментарий автора
Выставка "Слоеный пирог" является моим первым полноценным визитом в Казань, первыми арт-гастролями и первой большой выставкой, состоящей на 95 процентов из оригиналов-исходников иллюстраций, а не принтов-репродукций. Когда возникла идея выставиться в Доме Аксенова, я долго ломал голову над тем, какие именно работы привезти, выбрать ли одну тематику работ, или выставить графику в одной конкретной технике, например, линогравюры. И в итоге решил привезти понемножку всяких разных работ к разным проектам, назвав это слоеным пирогом. И, конечно же, из-за того, что я раньше не видел воочию выставочного помещения, не представлял, каково будет пространство, я в течение всей подготовки пребывал в сильнейшем волнении, что мой слоеный пирог развалится. Но этого не случилось, пирог получился органичным и гармоничным, и я с радостью и благодарностью помощникам, директору Ирине Александровне и доброму духу Дома Аксенова, могу констатировать, что и открытие, и все запланированные и даже незапланированные мероприятия состоялись на все сто процентов. Конечно, этого бы не случилось без самоотверженной и искренней помощи ребят и девушек, помогавших с оформлением работ и развеской, а также немалым интересом гостей выставки, ради которых все это и затевалось. Времени было мало, работ - около двухсот, и почти все, что я привез, удалось успеть поместить в экспозицию к открытию.

Выражаю сердечную благодарность всем, кто помогал, и отдельно лидеру Творческого Объединения ЦЫЦ Михаилу Остудину, за душевную организацию всех и вся. Спасибо!

На открытии выставки, вдохновившись тем, как гости нарисовали буквы алфавита, я с радостью предложил всем прийти на следующий день на импровизированный (ш)изо-кружок изобразительного искусства, чтобы весело и коллективно порисовать и пописать слова, а также послушать мой рассказ и показ о технике линогравюры. И был очень обрадован и воодушевлен тем, что это нашло очень живой отклик. С интересом в глазах и смелостью в сердцах посетители кружка рисовали и импровизировали, играли по правилам, придумывая исключения, отбрасывали стереотипы, потрясали устои и очень радовали неожиданными идеями.

Кружок состоял из двух отдельных сеансов: 1) рисование букв "наизнанку" и составления плакатов с разными фразами, которые я раздавал на бумажках индивидуально каждому. 2) Так называемый "живой натюрморт" - я предложил порисовать друг друга в виде предметов натюрморта, наклеив на лоб каждому табличку с этим предметом. Результаты получились очень веселыми и неожиданными, и в итоге мы все работы с фразами и натюрмортами наклеили на листы и вывесили в сенях Дома Аксенова.

Квадратные плакатики с фразами. Фразы в большинстве своем взяты из книги
Живые натюрморты.
Один из живых натюрмортов
Участники кружка дружно наклеивают произведения на общий лист.
Спасибо всем, кто принимал участие!

(Ш)изо-кружок настолько затянулся, что я был уверен, что на гравюрный вечер мало кто останется, но все остались, и с интересом слушали об одном из направлений эстампа, относящемся к высокой печати - технике линогравюры, в которой рисунок вырезается резцами (штихелями) на линолеуме и потом отпечатывается с этой формы на бумаге. Мне очень понравились вопросы, которые задавали гости, и горящий любознательностью взгляд. Средневековая техника книгопечатания не перестает удивлять людей цифрового поколения, и я рад, что смог в некотором смысле заразить людей интересом к тому, чтобы самим попробовать порезать и попечатать.

Одна из фишек этой техники в том, что можно, например, сделать самому обложку для своего блокнота, самостоятельно напечатав гравюру прямо на ней. Фото: Любовь Симонова

В качестве тренировки и освоения резьбы штихелем я нанес на лист линолеума композицию в виде надписи (зеркально, так как это будет отпечатываться), и предложил каждому вырезать по одной-две буквы в этой надписи. На примере одной из букв показал, как нужно работать штихелем.

 Фото: Любовь Симонова
 Фото: Любовь Симонова
 Фото: Любовь Симонова
 Фото: Любовь Симонова

В итоге у нас получилась такая форма:

 Фото: Любовь Симонова

Перед нанесением на форму выдавливаю краску на стекло:

 Фото: Любовь Симонова

Нанес на форму валиком и кладу лист:

 Фото: Любовь Симонова

При отсутствии печатного пресса гравюру можно печатать впритирку ложкой. Именно этот способ я продемонстрировал гостям.
Оттиск готов! Каждому участнику напечатали по оттиску:

Коллективная открытка, в вырезании и печати которой поучаствовали 17 человек!

Пока линолеум ходил по рукам и резцам, кое-кто вдохновился, взял еще по кусочку линолеума, и вырезал маленькие самостоятельные произведения. Я напечатал себе на память, и авторы подписали:

Первые оттиски участников гравюрного кружка.

По этим первым работам уже видно, что техника линогравюры придает особую теплоту и живость простому рисунку.
Я очень доволен тем, как получилась коллективная открытка и отдельные эксперименты с линолеумом и высокой печатью.

Возвращаясь к теме выставки, хочу сказать, что был невероятно рад видеть, как люди с интересом рассматривают и иллюстрации к новостям на Ридусе, и графику к фильму Л. Парфенова "Хребет России", и картинки к книге "Вавилонский разговорник", и очень интересно было отвечать на вопросы, которые задавали зрители - о технике, о красках и туши, о том, как приходят в голову идеи.

То, что я привез в Казань - это то, чем я живу. Что-то рисую на своей любимой постоянной работе в "Ридусе", что-то рисую иногда на заказ для книг, много чего рисую в блокнотах просто каждый день, вдохновляясь ситуациями из жизни, и я очень рад, что это разнообразие в гармоничной форме удалось донести до зрителя. Когда я летел в Казань, чемодан с работами и инвентарем для гравюры весил 25 килограмм (пришлось даже слегка оплатить перевес, чему я даже обрадовался), а на обратном пути он весил уже 17,5 кг. И я безумно рад и горд, что на целый месяц оставил в благодарной любознательной Казани эту семи-с-половиной-килограммовую частицу себя. Спасибо большое всем за внимание и понимание!

Илья diliago Викторов