Российская экономика испытывает воздействие трех экономических шоков, из которых главный — падение цен на нефть. Другие два — сокращение экспорта и последствия внутренней борьбы с эпидемией COVID-19. Но, возможно, худшее еще впереди, предупредил замглавы Совбеза РФ, бывший премьер-министр Дмитрий Медведев в своей статье для журнала «Россия в глобальной политике».
Текущая неблагоприятная ситуация может спровоцировать новый финансовый кризис в одной или нескольких странах. Это, в свою очередь, окажет давление на финансовый и валютный рынки России, а также вызовет дополнительное снижение спроса на российский экспорт. Вероятность такого шока повышается со временем, и в 2021 году риск будет выше, чем в 2020-м, — пишет он.
Тройной удар
Экс-премьер отмечает, что пандемия COVID-19 создала беспрецедентные проблемы для мировой экономики. Некоторые государства уже объявляют дефолты по своим обязательствам, банкротятся крупные транснациональные компании. МВФ прогнозирует по итогам года спад до 3% - рекордный со времён Второй мировой войны (во время кризиса в 2008—2009 годов максимальное годовое падение составляло всего лишь 0,1%).
Россия, безусловно, не сможет избежать всеобщей экономической рецессии. По оценкам Минэкономразвития, в 2020 году ВВП страны упадёт на 5%, реальные доходы — на 3,8%, зато безработица вырастет до 5,7% (максимума за 9 лет).
Поскольку отечественная экономика сохраняет зависимость от экспорта углеводородов, самым болезненным для нее закономерно стало обрушение цен на нефть. Однако выдерживать такие удары России не впервой, поэтому нетрудно просчитать влияние этого шока на экономику и определить наиболее действенные меры для снижения негативных последствий, считает Медведев. Так что в следующем году экономика сможет в целом адаптироваться к новым условиям, независимо от динамики цен на нефть.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruЧто касается снижения зарубежного спроса на широкий круг российских товаров, подобная ситуация наблюдалась во время кризиса 2008−2009 годов. Продолжительность такого падения, возможно, будет ограничена сроком действия строгих карантинных мер, после чего спрос восстановится, надеется экс-премьер. Но есть угроза новой вспышки пандемии, которая способна нанести по мировой экономике сокрушительный удар, сопоставимый лишь с мировыми войнами, добавляет он.
Внутреннему шоку, вызванному ограничительными мерами из-за коронавируса аналогов практически нет, признает Медведев. Его можно сравнить с ситуацией начала 1990-х годов, но лишь условно. Нынешние проблемы в реальном секторе экономики, на рынке труда, в социальной сфере и банковском секторе имеют особую природу, и привычные подходы к анализу экономических и финансовых кризисов здесь не годятся. Время спада может быть ограничено периодом сохранения регуляторных решений, а восстановление экономики начнётся достаточно быстро. Если, конечно, новые волны эпидемии не приведут к очередному витку вынужденных ограничений.
Простые истины
Закрытие экономик, падение цен на нефть и ограничение всей международной торговли, безусловно, основные факторы, которые уже повлияли и еще будут влиять на мировую экономику. И они действительно имеют высокие шансы стать главными шоками 2020 года, если не случится новой волны глобальной пандемии с такой же острой реакцией на нее — повторением карантинов и т. д. Россия здесь вовсе не оригинальна, и ее бывший премьер тоже, иронизирует независимый эксперт Александр Егоров.
При этом у самого Медведева в бытность премьером было время, чтобы выстроить систему противостояния различным шокам, тем более уже привычным. Но запомнился он фразой «Денег нет, но вы держитесь». После этого рассуждения Медведева про шоки сложно воспринимать очень серьезно, замечает аналитик.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruПо его словам, нефть уже восстановилась, хотя и не до прежних уровней. Так что можно сказать, что этот шок примерно на 80% уже пережили. Что касается экспорта, он сейчас везде сокращается, и у России в этом плане еще не самое худшее положение. А вот внутренние ограничения создали достаточно сложную ситуацию, особенно для малого и среднего бизнеса. Но есть неудовлетворенный спрос, который может нивелировать те негативные моменты, которые возникли на протяжении этих ограничений.
Я думаю, что восстановление мировой экономики в целом, и российской в частности, будет, конечно, не V-образным, а подольше. Но не думаю, что вероятность шоков в 2021 году выше, чем в 2020-м., — говорит эксперт.Рассуждать про кризисы всегда легко, добавляет он, гораздо проще, чем про восстановление. Рано или поздно кризисы обязательно происходят — это закономерность экономического развития.
Новая угроза
Самый главный риск для России и в этом, и следующем году — социальные волнения, считает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. В стране очень быстро растет безработица, а государство практически не оказывает людям никакую поддержку в ситуации пандемии коронавируса, вторая волна которого вполне возможна и может привести к новым карантинам, закрытию границ и т. д.
В этих условиях власть должна пойти на прямые выплаты населению и поддерживать граждан более активно, чем она это делает. И уж тем более поддерживать бизнес, который брошен на самовыживание. У нас просто будет массовое банкротство малых предпринимателей, а они сглаживали социальное недовольство и неравенство в обществе. Сейчас этого всего не будет, — указывает эксперт.Если начнутся социальные волнения, ни о каком восстановлении экономики говорить не придется, полагает он. И даже рост цен на нефть, если он вдруг случится, уже не спасет, потому что те деньги, которые поступают в страну от продажи энергоресурсов, не распределяются сейчас так, как должны были бы распределяться через бюджет.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ruПри этом сам аналитик в подорожание нефти не верит, потому что не видит факторов в пользу того, чтобы цены на черное золото стали высокими. Экономика продолжает падать, в Китае появились признаки второй вспышки эпидемии, вакцина до сих пор не создана, мировые рынки могут моментально оказаться в ауте при любом новом шоке.
В том, что реализоваться он действительно может в 2021 году, эксперт согласен с Медведевым. Резкое падение, которое наблюдалось в начале минувшей весны, удалось купировать накачкой деньгами финансовых рынков, но делать это бесконечно невозможно. В будущем году нефть может спикировать к 10 долларам за бочку, допускает Вязовский.
Вторая волна пандемии с повторной остановкой экономик, сокращением перевозок и падением спроса на нефть может поднять стоимость доллара до 80 рублей и выше, прогнозирует Егоров. По словам Вязовского, в случае нового сильного падения цен на нефть или серьезных социальных волнений в стране, доллар вполне может подорожать и до 90 рублей. Но когда именно этот сценарий реализуется — в августе-сентябре или ближе к зиме, сейчас предсказать невозможно.