Кино

И живые позавидуют мёртвым: новые «300»

5 884

«300 спартанцев: Расцвет империи» (300: Rise of an Empire)

США, реж. Ноам Мурро, в ролях: Салливан Степлтон, Ева Грин, Лена Хиди, Родриго Санторо, Хэнс Мэтисон, Джек О’Коннелл, Кэллан Малви.

Сайт фильма

Убив при Марафоне отца Ксеркса Дария, Фемистокл навлёк на Грецию гнев персов. И хотя Дарий, умирая, просил сына не связываться с греками, воинственная Артемисия, чью жестокость превосходила лишь её красота, настроила нового царя на решительную и кровавую месть. И пока тот со своим войском бился со спартанцами при Фермопилах, жестокая воительница вывела в Эгейское море тысячу кораблей.

Изначально съёмки продолжения «300 спартанцев» были не самой очевидной идей. Даже опасной – уж больно хорош был фильм Зака Снайдера. Чего уж там – первые «300» были шедевром, заметно повлиявшим на дальнейший ход развития боевых блокбастеров. А сиквелы, как известно, далеко не всегда дотягивают до уровня оригинала. И в случае, когда заданный уровень так высок, велика была вероятность, что новая картина и близко к нему не приблизится. Персы предложили спартанцам нечто, от чего те не смогли отказаться, - красивую смерть; что может перебить такое предложение? Зачем тогда это снимать? Только портить впечатление?.. Ставки были слишком высоки.

Герои фильма «300 спартанцев: Расцвет империи»

Но отрадно, что все эти сомнения и подозрения не оправдались. «Расцвет империи» полностью окупает своё существование. Это такой же крутой фильм, как и первый. Здесь, конечно, отсутствует уже эффект новизны, покоривший всех семь лет назад. Но кровь всё так же хлещет по экрану, и девиз «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» по-прежнему в силе.

Залогом успеха стало в первую очередь то, что создатели второго фильма отказались повторять ключевые элементы первого и заменили их на полностью противоположные: сушу - на воду, героя-мужчину – на злодейку-женщину. Подобное преображение внесло интригу и сильно преобразило как картину в целом, так и картинку в частности.

Морские сражения – то, что в буквальном смысле вносит в сюжет противостояния греков персам свежую струю. Море, красное от крови; море, залитое полыхающей нефтью; снято это с той же выразительностью, что и идущая где-то по соседству битва Леонида. Фантазии авторов хватает на несколько эффектных боёв, один краше другого, а уж традиционные пламенные напутствия («Вы боретесь за Грецию!», «И пусть все знают, что мы предпочли умереть стоя, а не жить на коленях») только поддают жару.

Злодеи фильма «300 спартанцев: Расцвет империи»

Наравне с эпическим мочиловом стоит образ Артемисии, воплощённый Евой Грин столь мощно, что образ спартанского царя в исполнении Джерарда Батлера невольно меркнет в воспоминаниях. Целуя собственноручно отрезанную голову врага, властно соблазняя Фемистокла и обрекая на смерть всё новые и новые сотни воинов, Ева с лёгкостью крадёт все лавры у Лены Хиди, которая, по логике, могла бы здесь развернуться куда сильнее, чем ранее (особенно с учётом той ауры, что добавила ей «Игра престолов»). И царица Горго, вдова Леонида, и номинально главный (но слабо выписанный) мужской персонаж Фемистокл, да даже и сам Ксеркс, о котором мы узнаём тут чуть больше, чем знали до этого, - все они в сравнении с Артемисией остаются лишь героями второго плана.

Что тут говорить - Ева Грин, всегда воплощавшая на экране характеры необыкновенно целеустремлённых женщин, была рождена именно для этой роли. Которая и вбирает в себя всё, прежде сыгранное, и выводит актрису на межпланетную орбиту. Даже с учётом «Мечтателей», даже с учётом «Казино «Рояль», потомки будут вспоминать Еву Грин именно по этому фильму. Перефразируя известное изречение: умри, артист, лучше не сыграешь. Или нет: живи и властвуй. И, пожалуйста, не иди войной на Россию.

Интервью с создателями фильма «300 спартанцев: Расцвет империи»