Последние несколько лет у всех на слуху введение принципа обязательной идентификации абонентов при заключении договора на оказание услуг связи. И вроде цель ясна, мотивы благие, а вот как лучше воплотить в жизнь, пока еще вопрос.
Не лишним будет посмотреть, что уже придумали зарубежные коллеги, у которых данный сервис носит обязательный характер, а механизмы его практического осуществления доведены до автоматизма.
Курс на деаномизацию пользователей принят большей частью западных стран сравнительно давно. Основная задача — предотвратить распространение используемых преступниками и мошенниками «серых» симок.
Как именно это сделать, решается контекстно, в каждой отдельной стране.
Так каковы мировые тренды?
В чем суть наиболее действенных, а главное — удобных для самого абонента, методов идентификации.
Все гениальное просто: самым очевидным способом является установление обязанности оператора мобильной связи, под угрозой штрафа или ограничения лицензии, удостоверять личность абонентов.
Иногда, в качестве своеобразного «бонуса» к предыдущему, или как отдельный эффективный метод, используют ограничение по количеству абонентских номеров, зарегистрированных на одного человека.
В определенных странах оно уже существует: в Сингапуре — не более 3 номеров на одного гражданина (суммарно у всех операторов), в Индии — до 9 номеров.
Сингапуру в этом вопросе точно можно доверять, все-таки страна с одним из самых низких показателей преступности. Вот и в этот раз, когда власти заметили подозрительное увеличение количества номеров, с 4 миллионов в 2005 году до 8,42 миллионов в 2014 году, был принят ограничивающий закон, и их количество также быстро упало, снизившись за полгода до 8,22 миллиона.
В Европе практически трендом стало использование постоплатного способа оказания услуг связи. Смысл в том, что оператор получает оплату только после предоставления услуги клиенту.
В таких обстоятельствах важность установления личности абонента бьет по кошельку продавца, который сам заинтересован его аутентифицировать.
Подобная практика имеет место, например, во Франции, Чехии, Бельгии. Для бельгийцев, например, подобная мера стала решительным шагом в борьбе с терроризмом. Успех ее введения стал очевидным еще в первые полгода: операторы верифицировали 85% абонентов предоплаченных СИМ-карт, а оставшихся неподтвержденными отключили и заблокировали (около 400 000).
Порицания общества это не вызвало: само собой, безопасность оказалась важнее. Не уступает другим методам по популярности и обсуждаемости идентификация по биометрическим данным. В некоторых странах такой опыт уже применяется: собранная оператором связи биометрия сравнивается с подобными данными, хранящимися в базах государственных органов. Например, в Пакистане удостоверением личности может служить отпечаток пальца, лицо или даже радужная оболочка глаза.
Широкомасштабная кампания по сбору биометрики охватила всю страну. Данные были собраны у 75 миллионов человек! Результаты оправдали себя, из 103 миллионов существующих в стране «симок» 27,5 миллионов пришлось заблокировать.
Не далеко ушла, по своему содержанию, процедура видеоидентификации. Для ее реализации, новому абоненту всего лишь необходимо: 5 минут личного времени, доступ к интернету и мобильный телефон с камерой. Специально обученный сотрудник с помощью видеозвонка проверяет информацию на удостоверении личности, которое показывает владелец, а также визуально сопоставляет потенциального клиента с имеющимся в базе фото.
В Германии такая система оказалась очень даже жизнеспособна. С ее помощью там не только подключают новых абонентов связи, но и заключают договоры страхования или открывают счета в банках. Подобная мера стала частью «Антитерростического пакта» Германии 2016 года.
Достижения немцев в этом вопросе трудно недооценить, будучи страной с самой высокой долей предоплаченных подключений на европейском рынке — примерно 45%, они сумели-таки принять меры и снизить количество новых подключений (только за первые полгода их стало на 10% меньше). Еще один простой, но действенный шаг к борьбе с искоренением покупки номеров «с рук» — предоставление абоненту услуг связи только после успешной проверки сведений о нем на достоверность.
Потенциальному пользователю необходимо самостоятельно пройти проверку в любом государственном реестре. По итогу, каждый номер становится привязан к определенному человеку, иначе он бы просто не активировался.
Как результат — смысл нелегальной покупки номеров просто теряется, все равно ведь регистрироваться.
Возможен и другой вариант, когда операторы связи должны сами, в обязательном порядке, проверить сведения о человеке по базам государственного учета. Тут весь спрос уже, непосредственно, с поставщиков услуг. Санкции против нарушителей суровы: неподтвержденных абонентов отключают от сети или блокируют.
Кстати, подобного рода верификация пользователей уже имеет место быть в России, но на добровольных началах. Само собой, это не приносит должных плодов, являясь больше правом, чем обязанностью. Ведь, как правильно заметил депутат Госдумы Анатолий Аксаков: «У нас, к сожалению, так часто бывает, что представляется номер телефона, а владельцем этого номера является другое лицо».
Невозможно обойти стороной и одну инновацию среди способов проверки данных. Метод новый, но уже обещает небывалую эффективность. Алгоритм такой же, как и во время подключения к сети Wi-Fi в общественных местах, но с небольшими коррективами.
Суть в том, что оператор связи отправляет СМС-сообщения пользователю, с просьбой предоставить небольшую часть личной информации в ответном сообщении. Например, запрашивается число из даты рождения или 3, 4 и 5 цифры из номера паспорта, чтобы удостоверить личность потенциального клиента наверняка.
По итогу получается следующее: законодательная регламентация предоставления услуг связи — нормальная практика, в той или иной мере, существующая в других странах. В подавляющем большинстве случаев ее применение оправдано и эффективно. Она признана необходимой большей частью мирового сообщества и введена практически повсеместно в странах Азии и Европы. Методы и их сочетания различны в зависимости от ситуации, но все стремятся к одному финалу — сделать использование сети удобным и комфортным для всех.
По мнению главы Роскомнадзора Александра Жарова, такой шаг, безусловно, необходим на пути «к созданию безопасной коммуникационной среды как для граждан, так и для государства в целом».
Как ни крути, снижение анонимности в сети, абсолютно точно стоит безопасности целого общества, защищенности населения от терроризма, виртуального мошенничества и онлайн преступности. Будем надеяться, что и в России в этом вопросе достигнут определенного прогресса, разрабатывая и принимая актуальные инициативы, направленные на постепенное движение к деаномизации пользователей.