Кино

Игорь Кваша: Гражданин актер

6 627

 

Актер и режиссер Игорь Кваша. © Сергей Пятаков/РИА Новости

Страна прощается с актером Игорем Квашой. Он скончался 30 августа, не дожив пяти месяцев до своего 80-летия. Киноридус вспомнил основные работы актера в кино – которых, несмотря на то, что артист снимался полвека, набралось, увы, не так-то и много.

В первую очередь Игорь Кваша – актер театра. Он был в ряду основателей «Современника», в котором прослужил всю свою жизнь, с 1956 года. Многие из спектаклей с его участием были запечатлены для телевизионного показа – благодаря чему доступны сегодня и современному зрителю. Актер активно работал и на радио, а с 1998 года стал постоянным гостем наших домов благодаря телевизионной передаче «Жди меня». Эта программа - особое явление на нашем телевидении: не бездумное развлекательное шоу, а серьезный, действующий проект, по-настоящему помогающий людям.  

В кино же Кваша дебютировал в 1961 году. Среди первых его киноработ – картина «Строится мост», примечательная тем, что поставил ее Олег Ефремов (вместе с Гавриилом Егиазаровым), задействовавший в съемках едва ли не всю труппу молодого «Современника». В то же время Кваша сыграл у Элема Климова в «Похождениях зубного врача» и у Григория Рошаля – самого Карла Маркса в историко-биографической ленте «Год как жизнь». В телевизионной картине «Штрихи к портрету» ему доверили еще одну не менее ответственную роль – Якова Свердлова. Однако актер удачно избежал бремени «политических» ролей – и молодым зрителям, например, запомнился как глубоко отрицательный атаман из «Достояния республики».

Игорь Кваша в фильме "Преждевременный человек"

Игорь Кваша играл у самых разных режиссеров, многие из которых оставили заметный след в истории отечественного киноискусства: у Абрама Роома – в «Преждевременном человеке», у Александра Зархи в «Повести о неизвестном актере», у Юрия Егорова – в «Не самом удачном дне», у Геннадия Полоки в фильмах «А был ли Каротин» и «Возвращение «Броненосца». Однако именно эти картины нельзя признать настоящими удачами заслуженных мастеров. Выделяются в этом списке «Степь» Сергея Бондарчука, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Акселератка» Алексея Коренева и «Ребро Адама» Вячеслава Криштофовича, но роли, которые сыграл в этих фильмах Кваша, не являлись центральными. Те же ленты, в которых ему была отведена главная роль, – «Жребий», «Просто Саша», «Дачный домик для одной семьи», - большими событиями в кино, к сожалению, не стали.

Из его фильмов уже российского периода следует выделить дилогию «Сердца трех» и экранизацию повести Кафки «Превращение», осуществленную Валерием Фокиным. Достался в эти годы актеру и еще один политический образ – на сей раз самого Сталина, которого Кваша сыграл в фильме «Под знаком Скорпиона» и телесериале Глеба Панфилова «В круге первом» по роману Александру Солженицына. В нулевые годы Игоря Владимировича часто приглашал на съемки режиссер Константин Худяков, из их совместных работ можно выделить ленту «Третий вариант» и мини-сериал «Ленинградец» («Чужая жизнь»). Последней работой актера стал телефильм Леонида Парфенова «Глаз Божий», премьера которого в телеэфире состоялась три месяца назад.

Игорь Кваша в фильме "Тот самый Мюнхгаузен"

Однако если попросить любого из нас назвать самые запомнившиеся роли Игоря Кваши, то почти наверняка таковыми окажутся персонажи, воплощенные им в популярных комедийных картинах «Соломенная шляпка» (реж. Леонид Квинихидзе, 1974), «Тот самый Мюнхгаузен» (реж. Марк Захаров, 1979) и «Человек с бульвара Капуцинов» (реж. Алла Сурикова, 1987). Пылкий влюбленный вояка, разрывающийся между дружбой и службой бургомистр, сластолюбивый пастор - эти роли тоже не были главными. Но Кваша наполнил их таким ярким содержанием, что не только не «выпал» из блистательных актерских ансамблей, но стал их неотъемлемой частью. Его природная сдержанность, если не сказать - строгость, как нельзя лучше подошли именно для комедии: как известно, шутки гораздо смешнее, когда отыгрываются «всерьез». Так, золотыми буквами прописана пламенная речь его героя, посвященная любимому нами искусству: «Я видел ЭТО - и разум мой был помрачен! Не под покровом ночи, не за глухими стенами и заборами, а с белой простыни!.. Дщерь человеческая даровала мужчине свой… поцелуй! Исчадие разврата и порока – вот что такое синематограф!»

Но самые незабываемые слова, которые Игорь Кваша произнес с экрана, - слова защиты в адрес человека, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу: «Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть». Каждый день сотни, тысячи, а может, даже и миллионы людей встают с постели, повторяя про себя эту же мысль приблизительно теми же самыми словами. Вспоминая при этом, разумеется, неповторимую интонацию Игоря Владимировича.  

Игорь Кваша во время спектакля "Три сестры" на сцене театра "Современник". © Сергей Пятаков/РИА Новости

Игорь Кваша был не только замечательным Артистом, но и настоящим Гражданином. В 1968 году он подписал письмо в защиту диссидентов, арестованных на Красной площади после демонстрации против советского вторжения в Чехословакию. А в декабре 2011-го выступил с обращением к гражданам России, призвав их выйти на общегражданскую акцию протеста против фальсификации выборов. «Нас принимают за быдло, за стадо, которое можно вести куда угодно и делать с ним, что угодно, - сказал тогда Игорь Кваша. - Нам надо вспомнить, что мы действительно не бандерлоги, а люди. И чем больше нас будет, тем лучше».

На прошлой неделе нас стало на одного меньше. Но Игорь Кваша навсегда останется в нашей памяти – как человек, отдавший свою жизнь людям и искусству и проживший эту жизнь достойно.