Общество

Игра в сталкеров: почему человечеству интересен апокалипсис

1 4873

Один телеканал сделал сюжет о том, почему в магазинах возник «небывалый ажиотаж». Действительно, почему?

«Несмотря на то, что власти и сотрудники магазинов каждый день убеждают покупателей, что дефицита с продуктами не будет (склады забиты ими снизу и доверху), ажиотаж не проходит» , — пишет сообщают дурналисты канала и приводят цифры: «В супермаркетах уже подсчитали, что спрос на крупы вырос на 926%, на туалетную бумагу — на 700%. Но рекордсменом оказалась не гречка, а макароны. Их продажи взлетели чуть ли не до небес — на 1000%».

Неплохо, да? Неплохо всеобщая паника работает на благо торговых сетей. Выручка за сутки в супермаркетах — как за неделю перед Новым годом — кто ж от такого откажется? Не откажутся. И не только торговые сети.

«С чего вдруг все решили, что нужно запасаться продуктами — непонятно. В России эпидемии нет, все магазины работают, из-за коронавируса еще ни один не закрылся», — сообщает канал.

Такое ощущение, что журналисты, сами раздувшие из мухи сенсацию, теперь недоумевают, почему еще чуть-чуть и люди начнут жечь на улицах машины и мусорные баки, а потом и вовсе ударятся в мародерство. А ответ на все эти «почему» очевиден — сейчас мы имеем дело с проявлением феномена психологии массового сознания.

И отчасти с тем фактом, что людям, долгое время живущим без потрясений — войн, к примеру, тех же эпидемий, прочих катаклизмов хочется в это играть. Для разнообразия своей размеренной жизни. Хочется чувствовать себя героями фильмов про зомби, хочется всей этой сомнительной романтики, хочется какого-то экшена с вертолетами, кордонами и военными.

Это звучит парадоксально, но это — игры разума. Заразные игры. Посмотрите, как легко люди на все это ведутся — как несложно пошатнуть и изменить массовые настроения.

Людям сейчас дали весомый повод полагать, что конец света на пороге. К примеру, чего стоит одна инфографика распространения коронавируса: черная карта мира с горящими на ней красными точками вспышек вируса. Выглядит более чем впечатляюще. Ну и, соответственно — впечатляет.

Подобная визуализация происходящего делает свое дело — не столько просвещает, сколько привлекает внимание к разместившие ее ресурсу и — программирует на панику.

Люди этот повод приняли и стали воображать себя сталкерами. С чьей подачи? Именно СМИ. В которых не идет речи о понятии дозированности информации — что видят, то и поют. И я уверена, что пройдет еще недели две, и мы будем следить не за самим коронавирусом, а его последствиями. Причем связанными с ним опосредованно.

Так вот, когда придется делать сюжеты о мародерствах — не стоит задаваться вопросом: «Почему».