Танцуй пока молодой
— Здравия желаем, товарищ журналист! – по-пионерски, дружным хором приветствуют ребята. Кто в чешках, кто в носках. Ученики лишь на мгновение отрываются от сосредоточенного оттачивания танцевальных па. В феврале они хотят выступить на сцене оперного театра на бале кадетов. Вероятность есть, но не стопроцентная — таких маленьких туда обычно не берут. В челябинской школе № 36 кадетские классы существуют всего пять лет, а на бал приглашают с седьмого класса.
Откружившись в вихре вальса, к нам подходит очаровательная кадетка Рита Лукьянова. В крупных очках, с белым ободком и косой ниже поясницы. Она учится в 4-м «А» и носит звание командира класса.
Для того, чтобы приехать в школу к 8.00, Рита и ее мама целый час добираются в общественном транспорте от Ленинского района и до окраины Северка. Занятия заканчиваются в 17.00. За это время ученики осваивают сразу две программы — основную школьную и дополнительную кадетскую. Последняя предполагает активные занятия спортом: от дзюдо до бассейна, от футбола до верховой езды.
— Мы берем ребят с первой группой здоровья – это наш единственный критерий, — объясняет мне заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Попкова. – Смотрим, чтобы у ребенка не было отклонений, потому что все-таки нагрузка серьезная. График напряженный: есть и физминутки, и прогулки, и динамические паузы. У нас нет возможности уложить детей на сон-час, поэтому особенно сложно выдержать такой режим первоклассникам.
Детское счастье
С 8 до 11-30 дети посещают уроки, в которых есть элементы кадетского воспитания. На них дети, в частности, узнают, что такое патриотизм и разучивают торжественное приветствие. Все последующее время тратится на факультативные занятия. И так ежедневно по девять часов.
У подобной системы образования немало противников. Считается, что мальчиков и девочек не стоит перегружать. Что детство не может быть счастливым, если у ребенка нет времени «по крышам бегать, голубей гонять».
— Надо определиться с тем, что такое счастливое детство, — размышляет Татьяна Владимировна. — Таращиться в телевизор или гулять на улице без присмотра, в то время как мама с папой не знают, что происходит с ребенком? Это счастье? Я думаю, что наш вариант подходит родителям, пропадающим на работе. Нашим ученикам есть, где побегать и попрыгать на улице. Слава Богу, территория у нас большая и огороженная. Ребята катаются на лошадях, плавают в бассейне. Когда, как не в детстве все это испытать и попробовать?
Философия тренера
Следующий пункт экскурсии – класс этажом ниже, оборудованный под спортивный зал. Парты вынесены, стулья выстроены у стены в ряд, а на полу лежат маты. В центре шумная детская «заварушка», за которой следит тренер по дзюдо Вячеслав Садин.
— Обычно здесь занимается половина группы, а сейчас кто-то заболел и у меня весь класс, — разводит он руками, объясняя повышенный уровень децибел.
Специалист работает с кадетскими классами второй год и каждый ребенок для него, как личный спортивный проект. Поэтому о любом достижении своих подопечных он говорит немного экзальтированно.
— Леша, иди сюда! — подзывает он светловолосого паренька. — Вот у этого второклассника прыжок с двух ног 2,15. Это не каждый так сможет! И бежит он быстрее, чем остальные. Отправил тут его на легкую атлетику — он уже ездит на стадион Елесиной.
Для нас устраивают показательную эстафету. Класс делится на две команды и дети по очереди бегают на перегонки. Витя роняет мяч, который тут же предательски откатывается в противоположный конец зала, что дает команде соперника хорошую форму. «Быстрее! Быстрее!» — подбадривают свои. Никаких улюлюканий, обвинений в проигрыше. Разрумянившиеся малыши в белых кимоно умеют болеть друг за друга – искренне, а проигрывать – весело.
Есть два типа тренеров. Одни постоянно орут, пытаясь криками выработать в ребенке железное подчинение и жесткий характер. Другие – выбирают путь доброты, и создают атмосферу, в которой даже аутсайдеры чувствуют себя уверенно. Вячеслав Садин – из вторых. Он ни на ком не ставит крест, стараясь в каждом разглядеть талант и пристроить в спортивную секцию. Кажется, это работает.
Камуфляжная форма
В пятом классе урок математики. Учителя нет, но дети ведут себя тихо. Девочка, стоящая у доски, объясняет, как решить задачу. Остальные слушают. Эта самоорганизация понадобится им уже скоро – на уроках огневой подготовки. Учебная программа для них разработана, а макеты оружия заказаны.
Школьная форма подстать военному ремеслу. По будням на детях – камуфляж, на построениях и дежурствах – парадное одеяние. На эти правила спокойно реагируют даже девочки, которых здесь примерно 40 процентов от общего числа учеников.
— В третьем и четвертом классах я как-то проводила эксперимент, — развивает тему заместитель директора Татьяна Попкова. — У нас была шестидневная рабочая неделя. Я разрешила ребятам приходить в короткий субботний день в обычной одежде – модных юбочках и джинсах. Но половина учеников все равно надели обычную камуфляжную форму.
«Детская армия»
На школьной площадке урок верховой езды. Пятиклашки уверенно управляют лошадью и самостоятельно ездят рысью. Видимо, еженедельные полуторачасовые занятия не проходят даром.
Чуть поодаль от юных всадников девочки оживленно убирают граблями опавшую листву, стараясь не запачкать форму. Мы болтаем с ними о погоде и о планах на будущее. Ни один ребенок не сказал, что мечтает о карьере военного. Кто-то рвется в стилисты-парикмахеры, кто-то в культуристы и в тренеры по дзюдо, кто-то в бизнесмены и экологи.
Происходящее меня немного удивляет. Я ожидала увидеть нечто иное. Этакую «холодную» школу с жесткими нормами поведения и вышколенной дисциплиной. Где все ходят строем и по струнке, а на распоряжения отвечают: «Так точно!».
Но никакой армейской диктатуры в этом маленьком войске нет. Это не те классы, окончив которые, каждый второй сможет построить успешную военную карьеру. Здесь скорее пытаются привить ребенку любовь и уважение к отечеству, и максимально его занять интересным факультативом (их ежемесячная стоимость составляет около 1000 рублей).
Логика родителей, которые приводят сюда своих детей, проста и понятна. Одних школьных занятий мало. Ребенку жизненно необходимы спортивное и творческое развитие. Но далеко не у всех есть возможность сначала отвезти чадо на тренировку, а через два часа забрать его оттуда. В кадетском классе об этих вещах думать не нужно. Здесь ребенка научат гарцевать на лошади, плавать кролем и исполнять безупречный ронд-дежамб-партер. А дисциплина и красивая осанка станут приятным, но немаловажным бонусом.
ИСТОЧНИК SLO-VO.RU
СМОТРЕТЬ ФОТОРЕПОРТАЖ