«Самба»
Самба (Омар Си) десять лет назад приехал во Францию из Сенегала, но прочно закрепиться на чужбине так и не смог — и сейчас ему в любой момент грозит депортация. А уезжать не хочется: как тогда помогать семье (сейчас едва ли не вся зарплата высылается матери)? Да и не заработано ещё столько, чтобы по возвращении домой купить себе домик у озера… Вот и приходится следовать простым советам добросердечных людей: избегать метро и вокзалов, вообще всякого скопления людей, вести себя предельно аккуратно, ни во что не ввязываться и не нарываться. И заниматься не постоянной, а поденной работой — то ночным охранником, то мойщиком окон, то дорожным рабочим, то строителем, то сортировщиком мусора… Одно греет — привязанность к простой белой женщине, связавшейся с иммигрантом по работе, но прикипевшей к нему всем сердцем.
Новый фильм прославленного творческого дуэта (Оливье Накаш и Эрик Толедано сорвали банк драматической комедией «1+1») может показаться банальным «госзаказом», но скорее всего это искренний порыв живо чувствующих художников, которые просто не могут не замечать того, что творится на их улицах, и пройти мимо столь благодатной и щедрой на душещипательные повороты темы.
«Класс»
Стране мало просто дать иммигрантам работу — вскоре придётся взять на себя ещё и воспитание их детей… Присуждая педагогической поэме Лорана Канте по роману Франсуа Бегодо (и с ним же в главной роли) «Золотую пальмовую ветвь» 2008-го года, жюри Каннского кинофестиваля тем самым не просто отметило кинематографические достоинства фильма (удерживающего повествование в четырёх стенах одного класса), но и признало весомую значимость затронутой здесь темы. Это как раз тот случай, когда кино ставит перед обществом прямую задачу: с этим надо что-то делать.
«Кус-кус и барабулька»
Тема иммигрантов именно во Франции раскрыта особенно полно во многом потому, что таковых предостаточно как раз в творческой среде. Например, Абделатиф Кешиш родился в Тунисе — и хотя живёт во Франции уже почти полвека, с шестилетнего возраста, о проблемах соотечественников знает, конечно, не понаслышке. Как и обо всех обычаях и кулинарных пристрастиях: какой ещё фильм так прославил кашу с рыбой?..
«Пряности и страсти»
Картина Лассе Халльстрёма также раскрывает проблемы чужеземцев с точки зрения еды, сперва задаваясь вопросом, есть ли смысл угощать индийскими блюдами тех, кто вырос на французской кухне, а затем отвечая на него положительно. Ароматная лента выдержана в оптимистичном жанре романтической мелодрамы с акцентом не столько на горести, сколько на перспективы переселенцев: талантливый человек пробьётся везде — ему бы только чуточку удачи!
«Район № 9»
Последнюю истину своим примером доказал и Нил Бломкамп, сумев захватить Голливуд и мировые экраны из далёкой, казалось бы, Южной Африки. Его дебютный фильм — лишь с виду научная фантастика, думающий же человек сразу разглядит в нём горькую сатиру про нелегальных беженцев. И что с того, что родина этих иммигрантов — не эта самая Африка, а другая планета?.. Проблемы, стоит только приглядеться, более-менее те же самые. Что было замечено и Американской киноакадемией, включившей ленту в десятку претендентов на звание лучшего фильма 2009-го года.
«Вид на жительство»
Более прямолинейной истории с номинациями на «Оскар» повезло меньше, зато фильм австралийца Питера Уира получил «Золотой глобус» как лучшая комедия образца 1990-го года. Рассказ о фиктивном браке француза и американки — типичный ромком, пусть и укоренен в законодательной сфере крепче прочих. Но вообще, говорить о теме иммиграции в американском кино — это составлять отдельный список, ибо там вся страна — сплошь беженцы со всех концов света. И это для них совершенно нормально — вплоть до того, что вручая недавно тот же «Оскар» Иньяритту, Шон Пенн пошутил, спросив, кто выдаёт мексиканцам эти самые «зелёные карты»?.. Ну, а исполнивший главную роль в данном фильме Жерар Депардье, как известно, предпочёл спустя четверть века получить не американский паспорт, а российский.
«Хлеб и розы»
Тем не менее, ещё один фильм упомянем — он всё же не совсем американский, пусть его действие и происходит в Лос-Анджелесе. Мастер британского кино Кен Лоуч прославился правдивыми историями из жизни пролетариата, и здесь в центре его внимания — мексиканка, попадающая под обаяние профсоюзного активиста (в исполнении Эдриана Броуди, между прочим). И важный момент: из всех картин нашего списка именно эта не просто живописует быт иммигрантов с его плюсами и минусами (каковых, конечно же, больше), но показывает их борьбу за свои права — и борьбу порою нешуточную.
«Грязные прелести»
Другой британский мэтр, режиссёр Стивен Фрирз, без прикрас показал изнанку родной столицы. В Лондоне, оказывается, жуть порой, что творится — и ради нового паспорта некоторые иммигранты готовы в буквальном смысле пожертвовать собой, отдав за право остаться, например, свою почку. Главные роли в драматическом триллере 2002-го года сыграли Одри Тоту и Чиветель Эджиофор.
«Старухи»
В России тема иммигрантов традиционно не пользуется популярностью — к ним настороженное отношение что в быту, что в кинематографе. Существенные и тем более художественно значимые высказывания по проблеме единичны; привычная «отмазка»: «Зритель это не смотрит». И что самое печальное, это действительно так: много ли людей видело фильм Геннадия Сидорова, получивший в 2003-м году главный приз «Кинотавра»?.. А картина между тем очень хорошая — и смешная, и грустная одновременно, про то, как беженцы из Средней Азии меняют жизнь в глухой русской деревушке.
«Спроси меня»
Ещё одно доказательство нашей общей глухоты — лента Веры Харыбиной, принимавшая участие в конкурсе прошлогоднего «Кинотавра», но с тех пор никем более, наверное, и не виденная. Прокату истории обосновавшихся в Москве реальных мигрантов оказались не нужны — и попытка представить «чужаков» неплохими или, по крайней мере, обычными людьми оказалась никем не востребована. А жаль. До Франции в этом плане нам ещё расти и расти, хотя тут многие наверняка скажут, что у нас и других тем для кино предостаточно, и нечего тратить государственные деньги ещё и на эти проблемы. Хорошо хоть, что кинематографисты других стран так не считают.
Фильм «Самба» уже в прокате.