В Хабаровском крае совершил первый полёт отечественный полностью импортозамещённый самолёт SJ 100 («Суперджет-100»). Об этом проинформировала пресс-служба государственной корпорации «Ростех».
Новый «Суперджет» взлетел
Первый полёт импортозамещённый лайнер SJ 100 с заводским номером 97003 совершил в Комсомольске-на-Амуре. Самолёт производит Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина.
«Сегодня совершила первый полёт третья опытная машина. На ней отрабатывается взаимодействие силовых установок ПД-8 с отечественными бортовыми системами. Подключение к лётным испытаниям третьего борта позволит ускорить программу сертификации. Сейчас мы идём в рамках установленного графика», — процитировала пресс-служба «Ростеха» заместителя гендиректора госкорпорации Владимира Артякова.
В ходе испытаний подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, отметили в «Ростехе».
Как рассказал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров, успешное начало лётных испытаний полностью импортозамещённого «Суперджета» говорит о переходе к завершающему этапу работы над ним. Борту предстоит выполнить около 130 сертификационных полётов, включая испытания в экстремально низких и высоких температурах.
Продолжительность первого полёта составила почти 40 минут. В небе пилоты проверили работу систем управления, гидравлики, кондиционирования воздуха, пилотажно-навигационного оборудования в диапазоне скоростей от минимальной до максимальной. При этом в полёте выполнены уборка и выпуск шасси.
Что за самолёт SJ 100
SJ 100 (Superjet New, «Суперджет-100) — это отечественный узкофюзеляжный самолёт, являющийся новой и полностью импортозамещённой версией SSJ 100. Воздушное судно предназначено для выполнения среднемагистральных рейсов.
Работа над импортозамещённым аналогом анонсировалась в 2018 году. Её целью стало увеличение доли российских комплектующих в самолёте на 10–15%. В 2022 году после введения антироссийских санкций Минпромторг принял решение о полном импортозамещении всех комплектующих. Однако в 2025 году ведомство отказалось от такого плана. Приоритетом стала сертификация SJ 100 с максимально возможной долей российских компонентов и систем, что позволит существенно снизить зависимость от импортных поставок.
Когда начнутся поставки самолёта авиакомпаниям
Ожидается, что первые самолёты SJ 100 российские авиакомпании получат в 2026 году.
Сроки поставок неоднократно переносились. Авиакомпания «Аэрофлот» ожидала, что получит первые импортозамещённые лайнеры SJ 100 в 2023 году. Всего же флагманская авиакомпания должна получить до 2030 года 89 самолётов SJ 100. Это предусмотрено соглашением, которое «Аэрофлот» и Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) подписали в сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме.
Какие ещё российские самолеты сейчас проходят испытания
В 2022 году на фоне введения антироссийских санкций Правительство РФ ускорило программы по разработке и производству отечественных самолётов.
Кроме SJ 100, в России проходит лётные испытания и сертификацию самолёт МС-21. Воздушное судно станет отечественным аналогом зарубежных Boeing 737 MAX и Airbus A320neo. Самолётом заинтересовалось несколько российских авиакомпаний.
С целью замещения импортных самолётов в России планируется ускорить производство Ту-204. Данный самолет разработан в 1989 году, а в 1997 году совершил первый полёт. В 2022 году сообщалось о запуске производства 20 таких лайнеров. Позднее стало известно, что до 2030 года авиакомпании получат 70 самолётов Ту-204. В 2023–2024 годах авиакомпания Red Wings вернула в эксплуатацию два самолёта Ту-204. Они выполняют различные рейсы, в том числе по международным маршрутам.