Инцидент 228 считается самым трагическим эпизодом в истории Тайваня. Антиправительственные выступления в Китайской Республике начались 27 февраля 1947 года, а 28 февраля разразилась знаменитая «Резня 228».
Этим событиям в Тайбэе посвящен мемориальный парк и музей, о которых сегодня мы вам и расскажем.
В 1945 году после 50-летней оккупации Японией, остров Тайвань вернулся в состав Китая, и здесь была установлена власть Гоминьдана.
За почти полтора года у населения сложилось впечатление, что новая власть погрязла в кумовстве и коррупции, нередко происходила конфискация частной собственности, причем власть не считала нужным предоставлять какие-либо объяснения, просто брала то, что ей было нужно. Экономическая ситуация в стране стала близка к критической.
Инцидент 228 — история
Пик народного недовольства пришелся на 27 февраля 1947 года, когда многие тайваньцы восстали против национального правительства, и это переросло в крупнейшие массовые беспорядки, приведшие к многочисленным смертям со стороны местного населения.
Во время беспорядков погибло по разным данным от 10 до 30 тысяч человек. После этих событий в течение почти 40-ка лет Тайвань находился в состоянии военного положения (1947−1987) и это же событие считается началом долгой эпохи «белого террора».
Существует официальная версия о событии, которое послужило толчком к восстанию. В те времена оборот табачных изделий на Тайване жестко контролировался правительством, и государство являлось монополистом по их продаже. Но существовал черный рынок и некоторые зарабатывали себе на миску риса продажей контрабандных сигарет на многочисленных городских базарах. 27 февраля 1947 года агенты правительственного бюро по табачной монополии в ходе одной из операций конфисковали у вдовы Линь Цзянмай сигареты, а также все ее сбережения, полученные «незаконным путем».
Женщина потребовала вернуть ей деньги, но один из агентов ударил ее рукояткой пистолета и разбил голову. Окружающие люди поспешили на помощь пожилой женщине, но военные открыли стрельбу и убили случайного прохожего — Чэнь Вэньси.
Утром 28 февраля 1947 года силы безопасности, подчиненные генерал-губернатору Тайваня Чэнь, открыли огонь из пулеметов по невооруженным демонстрантам, требующим ареста и суда над агентами, замешанными в происшедшем накануне кровавом инциденте.
От пулеметного огня погибло несколько человек. В ответ тайваньцы 4 марта захватили городскую администрацию и военные базы и по местному радио выступили против насилия. Вечером того же дня власти ввели военное положение, был объявлен комендантский час. Солдаты, патрулировавшие улицы на автомобилях, открывали огонь по любому нарушителю.
Тем не менее, в течение нескольких недель тайваньцы удерживали контроль над большей частью острова. Хотя начальное выступление было спонтанным и мирным, в течение нескольких дней тайваньцам удалось организоваться и скоординировать деятельность.
Общественный порядок поддерживался временными полицейскими силами, которые были организованы студентами. Местные лидеры сформировали Комитет по урегулированию, который представил правительству список из 32 требований по реформированию управления провинцией. Они требовали большую автономию, свободные выборы, сложения оружия армией, прекращения коррупции.
Рассматривалось также обращение в ООН с тем, чтобы передать остров под международный мандат, поскольку переход Тайваня под юрисдикцию Китайской республики не был формально оформлен какими-либо международными актами.
Тайваньцы также требовали представительство на грядущих переговорах о мирном договоре с Японией. Политические взгляды восставших были самыми разными. Так, некоторые группировки, в том числе партизанская «Бригада 27» с оружием, похищенным с военных баз в Тайчжуне, придерживались коммунистической идеологии.
Под прикрытием переговоров чанкайшисты собрали значительные армейские силы в провинции Фуцзянь, и 8 марта перешли в наступление.
К концу марта Чэнь И удалось арестовать или уничтожить всех ведущих организаторов. Его войска казнили 3—4 тыс. человек по всему острову. Мишенью являлась тайваньская элита, многие местные деятели времен японского правления были подвергнуты репрессиям.
Значительную часть жертв составили старшеклассники и студенты, которые активно участвовали в деятельности групп правопорядка, сформированных при Комитете.
В результате взаимных стычек с тайваньцами пострадали недавние выходцы с материка и представители народности хакка. Некоторые источники утверждают, что войска арестовывали и казнили любого, кто носил студенческую форму.
Эти события положили начало кампании репрессий, проводимых Гоминьданом вплоть до отмены военного положения в 1987 году. Тысячи людей были заключены в тюрьмы и казнены за их действительное или подозреваемое инакомыслие.
Весь период с 1947 до 1987 года носит название Белый террор.
В этот период были ограничены многие гражданские права. Вопреки Конституции, на Тайване сложился авторитарный однопартийный режим, в первые десятилетия приобретавший характер военной диктатуры. Репрессии так или иначе коснулись всех сфер жизни общества. Например, в этот период было запрещено синкретическое религиозное движение Игуаньдао.
Часто люди попадали в тюрьмы просто по подозрению в инакомыслии.
Всего за весь период Белого террора в тюрьмы были заключены около 14 000 тайваньцев. При этом от 3000 до 4000 человек были казнены за реальное или предполагаемое отношение к оппозиции.
Длительность военного положения на Тайване составила 38 лет и 57 дней с 19 мая 1949 года по 15 июля 1987 года. Военное положение на Тайване являлось на тот момент самым длительным в мире за всю историю. Однако позднее его превзошло сирийское полувековое военное положение, которое длилось с 1963 по 2011 год.
Понятие «белый террор» изначально возникло для описания политики гоминьдановского правительства еще до эвакуации ГМД на Тайвань.
В Китае под «белым террором» подразумевают, прежде всего, репрессии против коммунистов, развернутые ГМД в апреле 1927 года и продолжавшиеся на протяжении 30-х ХХ века вплоть до начала Антияпонской войны в 1937 года и создания «единого фронта» Компартии и Гоминьдана в целях сопротивления японской агрессии.
Как известно, 12 апреля 1927 года вооруженные формирования ГМД при поддержке членов подпольного общества «Зеленый синдикат» по приказу Чан Кайши атаковали рабочие кварталы Шанхая, находившиеся под контролем левых профсоюзов, где было сосредоточено большое количество рабочих пикетов коммунистов.
За первые два дня переворота в Шанхае погибло до 5 тыс. человек столько же было арестовано и ранено. Данные события стали началом широкомасштабных чисток среди деятелей Компартии и сочувствующих ей членов ГМД по всей стране, которые получили название «белого террора».
Количество жертв, по разным данным, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. В настоящее время, говоря о «белом терроре», тайваньские авторы имеют в виду преследования правительством ГМД элементов, выступающих против официальных властей.
Причем репрессии были направлены как против активистов «левого» движения на острове в 50-е годы ХХ века, так и против сторонников независимости Тайваня в последующие периоды вплоть до отмены военного положения в 1987 года.
Современные оценки
После прихода к власти Демократической прогрессивной партии в 2000—2008 годах удалось убрать имя Чан Кайши из названия площади, на которой находится его Мемориал. После победы Цай Инвэнь на президентских выборах от этой же партии в 2016 году началось обсуждение дальнейшей судьбы Мемориала Чан Кайши.
Законодатели предлагают несколько вариантов: сделать из него архив всех президентов Тайваня; реконструировать в место, где люди могли бы отдать дань памяти протестному движению; переделать так, чтобы сделать акцент на страданиях людей во времена авторитаризма при правлении Чан Кайши; полный или частичный снос мемориала.
На протяжении многих десятилетий на Тайване замалчивали эти события, и только в 1995 году, в очередную годовщину событий 28 февраля, президент Ли Дэнхуэй публично высказался об инциденте 1947 года. Административное управление в Китайской республике на Тайване имело ряд особенностей. Например, там был парламент — Национальное собрание.
Он состоял из представителей всех китайских провинций, выбранных ещё на материке и эмигрировавших вслед за Чан Кайши. Перевыборы в Национальное собрание предполагалось провести после освобождения материкового Китая от коммунистов, которое, по понятным причинам, всё никак не происходило.
В результате, должность депутата Нац. собрания стала пожизненной, а их работа свелась к ритуальному голосованию за продление полномочий Чан Кайши в качестве главы государства (а после — его сына и преемника Цзян Цзинго). Гоминьдан стал единственной легальной партией. Было запрещено проведение демонстраций, забастовок, ограничена свобода печати. Командование гарнизонными силами осуществляло цензуру средств информации, контролировало связь, таможенную и эмиграционные службы. Нарушители закона о военном положении предавались военному суду.
Запрещался тайваньский язык (особый диалект китайского), за его употребление вводился штраф, в общественных местах можно было говорить только на мандаринском наречии.
В 60-х гг. японская инфраструктура и американские кредиты привели к бурному экономическому росту, что стало отражаться и на политическом климате Тайваня, который, безусловно, постепенно смягчался.
В 1991 году старое «несменяемое» Национальное собрание было распущено, а его функции были переданы новому парламенту. В 1996 году были введены прямые выборы президента, и первым избранным президентом стал Ли Дэнхуэй.
В 1995 году президент Ли Дэнхуэй первым из официальных лиц Китайской республики, публично высказался об инциденте 228.
Сейчас же годовщина инцидента отмечается на Тайване как национальный День памяти и мира, 28 февраля каждого года Президент Республики Китай вместе с другими официальными лицами звонит в мемориальный колокол в память о жертвах и преклоняет колени перед членами их семей, а во многих городах Тайваня открыты монументы и мемориальные парки, посвященные инциденту 228.
Так вот, на Тайване возник один из наиболее жестоких политических режимов в мире, со всеми полагающимися атрибутами: правовым бесправием населения, его экономической эксплуатацией, отсутствием гражданских и политических свобод, с тюрьмами, пытками и т. д. и т. п. Установление режима сопровождалось настоящим геноцидом — были физически уничтожены лучшие представители местного населения, нацию лишили её мозга.
При этом, режим сложился в кротчайшие сроки, буквально за 1−2 года. Просто высадился небольшой десант, за ним — подкрепление, и в результате 2 млн. континентальных китайцев стали безраздельно господствовать над 18 млн. тайваньцев. Вам это ничего не напоминает?
Сейчас он активно исследуется и обсуждается, обнаруживаются новые факты, документы и детали. Памятники и монументы, посвященные этому событию, установлены во многих городах Тайваня.
Но самым известным является мемориальный парк и музей в Тайбэе — «2/28 Peace park». 2/28 Peace park — Парк 228 в Тайбэе Мемориальный парк, посвященный «инциденту 228», находится почти в самом центре Тайбэя, недалеко от Президентского дворца, Мемориала Чан Кайши и знаменитого Taipei Guest House. Рядом находится выход № 4 станции метро NTU Hospital Station.
Парк очень большой и зеленый, здесь можно увидеть традиционные для китайской архитектуры здания и беседки, они очень контрастно смотрятся на фоне многочисленных небоскребов.
В парке находится два музея: один из них посвящен непосредственно Инциденту 228 (его мы посетим чуть позже), а второй — Тайваньский Государственный музей. Это один из самых старых музеев Китайской Республики — он появился еще во время японской оккупации в 1908 году.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 9:30 до 17:00, не получится попасть в музей в канун китайского нового года и в первые два дня после него. Цена билета в Национальный музей Тайваня для взрослого NT$20 (€0.5).Вернемся к «Инциденту 228», ведь главным монументом парка является мемориал в честь погибших.
Помимо главного мемориала в парке 228 есть несколько скульптур, посвященных трагическим событиям февраля 1947 года. В здании бывшей радиостанции, той самой, откуда митингующим удавалось вести трансляции, чтобы мобилизовать население, находится музей, посвященный Инциденту 228.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 17:00, и цена билета тоже NT$20 (€0.5).
Он будет интересен тем, кто интересуется историей Тайваня, кому хочется узнать больше об инциденте 228. Здесь представлены подлинные вещи тех времен, документы, фотографии, записи, демонстрируются документальные фильмы о событиях.
Из-за того, что события февраля 1947 года в течение долгих лет всячески скрывали и замалчивали, историки до сих пор спорят о многих фактах. Ежегодно появляются новые документы и свидетельства тех страшных событий.
Посещение таких мест, как парк инцидента 228, заставляет лишний раз задуматься о том, какой длинный и сложный путь прошли жители Китайской Республики, прежде чем стать страной с одной из самых преуспевающих экономик мира.
Диктатура Гоминьдана не могла бы осуществиться без помощи из вне, и эту помощь оказывало только одно государство. Оказывало из прагматичных (хотя, и довольно близоруких) соображений****.
В общем, за спиной дядюшки Чана, бьющего своих «граждан» по головам бамбуковой палкой, отчётливо видна фигура доброго дядюшки Сэма, осыпающего подарками и комплиментами очередного людоеда.