Каждый день примерно 60 полностью загруженных очень крупных танкеров курсируют между Персидским заливом и китайскими портами, перевозя около половины нефти, которая питает вторую по величине экономику мира. Когда суда входят в Южно-Китайское море, они проходят по водам, которые все больше контролируются растущей армией Китая. Но в Индийском океане им не хватает защиты на военно-морском театре военных действий, где доминируют США.
В условиях большой войны китайские нефтяные танкеры в Индийском океане «окажутся очень уязвимы», сказал Reuters специалист по безопасности из Австралийского национального университета Дэвид Брюстер. Китайские военно-морские корабли фактически оказались бы там в ловушке, и у них была бы небольшая поддержка с воздуха или вообще ее не было бы, потому что нет собственных баз или объектов, на которые Китай мог бы положиться.
Это дает противникам Китая лестницу возможностей для эскалации, особенно в затяжном конфликте, отметили эксперты, опрошенные агентством.
Опасная уязвимость
По словам трех аналитиков, в полномасштабной войне танкеры, способные перевозить два миллиона баррелей нефти, были бы трофеями, подлежащими потоплению или захвату, что отражает военно-морские действия прошлого века, в ходе которых воюющие стороны нацеливались на экономические ресурсы своих врагов. Эти варианты могут быть использованы для того, чтобы отговорить Китай от начала боевых действий или позже для увеличения его затрат на войну с Тайванем.
Китайские стратеги знают о проблеме, но, согласно документам Народно-освободительной армии (НОАК) и по словам отставных офицеров, в конечном итоге любое решение о начале военных действий будет принято президентом Си Цзиньпином. А он поручил НОАК быть готовой к вторжению на Тайвань к 2027 году, заявил в феврале директор Центрального разведывательного управления США Уильям Бернс. Китай усиливает военные маневры в преддверии выборов на острове в январе.
С момента прихода к власти в 2013 году Си Цзиньпин и другие лидеры Коммунистической партии подчеркивали важность модернизированных вооруженных сил, которые могут проецировать мощь по всему миру и обеспечивать безопасность жизненно важных торговых путей Китая. По мнению аналитиков, Пекин будет изо всех сил пытаться защитить эти линии жизни, хотя его возрастающие потребности в энергии затрудняют ведение затяжной войны.
Согласно официальным данным, Китай импортировал 515,65 миллиона тонн сырой нефти с января по ноябрь 2023 года, или 11,27 миллиона баррелей в день. Это на 12,1% больше, чем за тот же период прошлого года. По оценкам Пентагона, около 62% китайского импорта нефти и 17% его импорта природного газа проходят через Малаккский пролив и Южно-Китайское море, ключевые ворота Индийского океана.
Китай движется к диверсификации поставок: по данным таможни и государственных СМИ, на три трубопровода из России, Мьянмы и Казахстана приходится около 10% его импорта сырой нефти. Западные санкции против Москвы также привели к тому, что Китай стал накапливать больше дешевой нефти из России, своего основного поставщика.
Разительный контраст
У Китая обширная сеть военных спутников, но только одна специализированная военная база и нет прикрытия с суши или моря для развертывания военно-морских сил в Индийском океане.
В своем октябрьском ежегодном докладе о Вооруженных силах Китая Пентагон перечисляет 11 потенциальных китайских баз на окраинах океана, включая Пакистан, Танзанию и Шри-Ланку. Это отражает дипломатические и коммерческие связи Китая в рамках инициативы Си Цзиньпина «Один пояс — один путь», но не стало серьезным военным активом, поскольку там нет ни постоянного присутствия НОАК, ни публично известных гарантий доступа в случае конфликта, говорят источники Reuters.
В докладе Пентагона отмечается, что Китай по-прежнему «имеет мало возможностей для проецирования силы» в Индийском океане. Первая зарубежная база Китая в Джибути, на западном берегу океана, открылась в 2017 году и вмещает 400 морских пехотинцев, но не имеет аэродрома и окружена военными объектами семи других стран, включая США, Францию и Великобританию.
Разительный контраст представляет присутствие США в Индийском океане, которое отражает наращивание его мощи в период холодной войны. Пятый флот США базируется в Бахрейне, а седьмой флот со штаб-квартирой в Японии действует на Диего-Гарсии — атолле, которым управляет Великобритания, со взлетно-посадочными полосами для бомбардировщиков дальнего действия и лагуной, приспособленной для размещения американских авианосцев.
На востоке Австралия усиливает патрулирование, используя свои самолеты P-8 Poseidon для охоты за подводными лодками, и расширяет базу на западном побережье для британских и американских атомных подводных лодок.
Сомнительная блокада
По словам Чжоу Бо, старшего полковника НОАК в отставке, а ныне научного сотрудника по безопасности в пекинском университете Цинхуа, все сценарии потенциальной уязвимости Китая в Индийском океане гипотетические, поскольку реальный конфликт между крупнейшими державами в этом регионе по своей природе будет «почти неконтролируемым» по масштабу и местоположению.
Тем не менее Китай будет постепенно расширять возможности развертывания и базирования, чтобы укрепить свои позиции, считают эксперты. И даже если Пекину не удастся добиться доминирования, некоторые факторы могут сыграть в его пользу.
Блокаду сложно реализовать, учитывая нестабильность торговли, а нефть иногда продается в пути, указывают аналитики. Кроме того, операции против Китая должны будут обеспечить безопасность поставок в Японию, Южную Корею и Австралию. У западной коалиции просто не получится заблокировать поставки геополитического противника и при этом позволить своим продолжать работу.
Историки продолжают спорить об эффективности блокады Германии в Первой мировой войне и Японии во Второй мировой войне.
Все же Китай усвоил некоторые уроки. По данным аналитических компаний Vortexa и Kpler, он располагает стратегическими и коммерческими запасами сырой нефти на 60 дней. Его нефтяные запасы частично хранятся под землей и не могут быть отслежены спутниками.
Излишков природного газа у Китая слишком мало, но он получает все большие объемы по трубопроводам, проходящим через Россию, Среднюю Азию и Мьянму. КНР также в значительной степени обеспечивает себя пшеницей и рисом и хранит большие запасы этих злаков, хотя их количество остается государственной тайной.