Мир стремительно несётся к новой глобальной войне. Европа, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион уже стали или вот-вот готовы стать не просто местами локальных конфликтов, но и полноценными театрами боевых действий.
Демонстрация новейших видов оружия в данных местах достигла сегодня своего пика. И вот теперь к данному списку присоединяется страна, традиционно ассоциирующаяся с неприсоединением, невмешательством и миролюбием (как минимум внешним). Речь идёт об Индии.
Являясь официально признанной ядерной державой, Индия продемонстрировала наличие у себя носителя, способного доставить ядерный заряд на достаточно дальнее расстояние. Отныне Нью-Дели способен дотянуться «ядерной рукой» до всех основных недругов, включая Пакистан и… Китай, официальное замирение с которым состоялось буквально несколько недель назад.
Это уже не игрушки
Несколько дней назад Индия провела испытания способной нести ядерный заряд баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Agni-Prime, причём в особой железнодорожной версии.
В наследство от британских колонизаторов Индии досталась довольно густая и разветвлённая сеть железных дорог. Данное обстоятельство позволяет в кратчайшее время перебрасывать пусковые установки на новые места, делая их практически неуязвимыми для средств обнаружения и поражения противника.
Демонстративные испытания происходят на фоне стремления Нью-Дели укрепить обычные и ядерные ракетные силы во время аналогичных усилий двух основных потенциальных противников — Китая и Пакистана.
Организация оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) объявила об успешном испытательном пуске ракеты Agni-Prime с мобильной железнодорожной пусковой установки 24 сентября. Испытательный запуск включал в себя «полный оперативный сценарий» и проводился на неуказанном объекте в сотрудничестве с Командованием стратегических сил Индии (SFC).
В четверг министр обороны Индии Раджнатх Сингх выступил с заявлением в соцсетях.
«Успешное лётное испытание вывело Индию в группу избранных стран, обладающих возможностями использовать подвижную контейнерную систему запуска с железнодорожной сети», — пояснил Сингх.
Agni-Prime
Как видно на опубликованных видеокадрах, пусковая установка встроена в модифицированный товарный вагон с распашными воротами сверху. Двери по бокам вагона открываются, позволяя реактивной струе двигателя ракеты выходить через борта. При этом вагон оснащён выдвижной стрелой для перемещения электрических проводов железнодорожной контактной сети. Это довольно важный момент, поскольку значительная часть ширококолейной железнодорожной сети Индии электрифицирована.
Дальность действия ракеты Agni-Prime (или Agni-P) составляет от 1000 до 2000 километров. По данным DRDO, ракета в дорожно-мобильном варианте принята на вооружение.
Ожидается, что Agni-P дополнит или заменит индийскую ракету Agni-I с дальностью полёта 700 километров и Agni-II, имеющую дальность полёта 2000 километров. По данным британского аналитического центра Международного института стратегических исследований (IISS), в настоящее время в Индии на вооружении находится 12 пусковых установок Agni-I и 8 Agni-II.
Железнодорожная версия пусковой системы включает в себя контейнерную ракету Agni-P с возможностью независимого запуска, системы связи и нераскрытые пока элементы защиты.
Высказывались предположения, что испытание ракеты на железнодорожном ходу вызвало особый интерес со стороны Китая. Перед запуском в Индийском океане замечено китайское ракетное судно со спутниковым слежением «Юань Ван 5».
Индия в связи с проведением ракетных испытаний 24–25 сентября объявила бесполётную зону над Бенгальским заливом.
Заклятые друзья
Продолжающиеся усилия Индии по наращиванию ракетно-ядерных сил происходят на фоне стремительного роста военной мощи Китая. Индия имеет давние пограничные споры с Пекином.
Тем временем сохраняется напряжённость между Индией и её соседом Пакистаном, кратковременная война с которым случилась в мае 2025 года. Китай и Пакистан поддерживают тесные отношения, в том числе и на военном уровне.
По последним оценкам, у Китая имеется около 600 ядерных боеголовок, что намного больше, чем у Индии (около 180 боеголовок) или Пакистана (около 170).
Благодаря максимальной дальности 2000 километров Agni-P способна накрыть всю территорию Пакистана. Ракета может использоваться для поражения целей на юго-западе Китая.
Благодаря возможности запуска с железнодорожного хода значительно увеличивается количество целей в Китае, по которым может быть нанесён удар.
Высказывалась вероятность того, что Индия может развернуть ракеты Agni-P с обычными боеголовками, что будет соответствовать практике, установленной для более ранних представителей семейства ракет Agni. Тем самым будет обеспечена дополнительная гибкость.
Однако именно в составе ядерных сил Индии железнодорожный транспортёр Agni-P имеет наибольшее значение.
Ракетная пусковая установка на базе железнодорожной платформы предлагает Нью-Дели относительно дешёвый способ размещения дополнительных баллистических ракет таким образом, что они станут гораздо менее уязвимыми для превентивных или ответных атак.
О пользе наследия колониального периода
В оперативном контексте железнодорожная пусковая установка будет использовать разветвлённую железнодорожную сеть Индии общей протяжённостью около 64 000 километров. Это позволит быстро рассредоточить ракеты таким образом, что противнику будет сложно их обнаружить и отследить. Проходящие по всей Индии железнодорожные туннели позволят создать готовые укреплённые бункеры для размещения мобильных пусковых установок. Данное обстоятельство не только затруднит их уничтожение, но и создаст серьёзную проблему для противника в отслеживании их перемещений.
Рельсовые Agni-P можно быстро выкатить из туннеля, запустить, а затем затащить установку обратно в туннель или даже переместить в другое укрытие.
Установки можно перевозить в замаскированных вагонах среди обычных железнодорожных составов, что делает их практически необнаруживаемыми. В то же время легко изготовить вагоны-обманки, что ещё больше затруднит обнаружение и нацеливание средств поражения противника.
Советские корни
Как и следовало ожидать, железнодорожная пусковая установка не является индийским ноу-хау. Данная идея уходит корнями в советский период. Во времена холодной войны Советский Союз принял на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) железнодорожного базирования, известную как РТ-23 «Молодец».
В прошлом Соединённые Штаты неоднократно рассматривали возможность использования железнодорожных мобильных МБР как одного из многочисленных вариантов снижения уязвимости своих стратегических ракетных сил.
При этом в последнее время интерес к данному методу размещения ракет вновь возрос. Северная Корея начала испытательные пуски баллистических ракет с железнодорожных установок. Китай разрабатывает железнодорожную версию МБР DF-41.
Хотя сроки возможного ввода системы в эксплуатацию пока неясны, испытания железнодорожной версии Agni-P являются важным событием для Индии. Данное событие может иметь далекоидущие последствия как для её собственных стратегических сил, так и для баланса сил во всём регионе.