Индустрия прямых продаж в России по итогам 2020 года выросла на 7,5% до 126,7 миллиарда рублей. По данным Ассоциации прямых продаж (АПП), прибавили обороты все категории товаров, за исключением одежды и аксессуаров, где отгрузки сократились на 20,5% - до 5,7 миллиарда рублей. И это вполне логично: в условиях карантинов целый гардероб заменили домашние костюмы и пижамы.
Зато здоровье вышло на первый план: категория «Товары для ЗОЖ» увеличилась на 17,1% до 46,4 миллиарда рублей. На ее долю пришлось 36,6% от всех объемов продаж. Однако лидируют по-прежнему «Средства личного ухода» (42%): в прошлом году их было продано на 53,2 миллиарда рублей (на 2,19% больше, чем в 2019-м).
Первые месяцы 2021 года тоже внушают некоторый оптимизм. Отрасль ощущает на себе общий рост потребительских расходов.
Резкого всплеска мы не видим, но люди действительно стали больше покупать, - сказала «Ридусу» президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева.Прямые продажи перетянули на себя часть клиентов розничных оффлайн-магазинов, вынужденно закрытых в период карантина. Как показало исследование «Отношение населения к методу прямых продаж», которое традиционно проводит для АПП компания «Башкирова и партнеры», с таким методом торговли сегодня знакомы 96% россиян – это самый высокий показатель за все время наблюдений. При этом 90% респондентов приобретали товары у компаний прямых продаж, а 79% делали это чаще, чем раз в полгода.
Обращают на себя внимание две тенденции.

Обращают на себя внимание две тенденции.
Первая: среди тех, кто пользуется услугами индустрии, заметно выросла доля мужчин – с 51% в 2018 году до 87%.
Вторая: смена приоритетов в получении информации о товаре. Сегодня 70% опрошенных узнают о продукции прямых продаж через консультантов (в 2018 году их доля составляла только 26%). Интернет сместился с первой позиции на вторую – его доля 63,6%.
Дистрибьюторы прямых продаж стали своего рода альтернативой консультантам розничных магазинов, полагает Тамара Шокарева.
Пандемия подтолкнула людей к тому, что нужно искать другие способы получения товара. Интернет, конечно, удобный, но там нет эмпатии, а многие хотят поговорить, получить живую консультацию, - пояснила она.Среди преимуществ метода прямых продаж респонденты отметили в первую очередь более низкие цены и возможность получить подробную информацию о товаре от представителя компании. На третьем месте доставка в удобное место и время. В 2018 году низкие цены также были лидером, а вот качественная доставка ценилась гораздо выше детальной консультации.
Больше всего потребителям не нравится назойливость и навязывание ненужного товара, а также необходимость ждать выполнения заказа, когда нужного товара нет в наличии.
В целом к отрасли стали относится заметно лучше: если в 2018 году метод положительно оценили 71% респондентов, то в этом году – уже 83%.