Политика

Ингушетия и Чечня: как решить территориальный спор

3 32090

События в столице Ингушетии Магасе, безусловно, формируют российский топ новостей последних дней. Толчком к протестным выступлением граждан стало подписание главой Чечни Рамзаном Кадыровым и руководителем Ингушетии Юнус-Бек Евкуровым соглашения об обмене территориями между этими российскими регионами и закреплении административной границы, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в 1991 году.

В рамках подписанного документа Чечне отходит часть Надтеречного района, а Ингушетия получает территорию на границе с Малгобекским районом. «Ридус» разбирался в исторической и политической справедливости этой сделки.

По словам Юнус-Бек Евкурова, Чечня и Ингушетия не будут обмениваться территориями в рамках договора о границе. Речь идет о границе, «устоявшейся с момента самостоятельности Республики Ингушетия».

«Единственные коррективы мы внесли внизу, на равнинной части, там, где ровно квадрат на квадрат, метр на метр мы уступили друг другу с учетом того, чтобы выровнять границу и один клин выправить» — отмечает глава Ингушетии.

Представители Чечни утверждают, что никаких территориальных споров между двумя республиками не существует, так называемые спорные территории относятся к сельхозугодиям, и их передача никоим образом не затрагивает интересы граждан.

Между тем еще перед подписанием соглашения были разговоры о том, что на границе Чечни и Ингушетии находятся села, где живут представители обеих национальностей. 

История вопроса

Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, необходимо хотя бы вкратце вспомнить историю вопроса.

Территориальные споры между двумя автономиями ведутся с середины 90-х. Формально современной границей между республиками считается линия, установленная положением от 1934 года, однако официальная демаркация из-за существующих территориальных разногласий до сих пор не проведена.

В 2013 году глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписал распоряжение, согласно которому часть территорий Сунженского района Ингушетии должна была перейти к Чечне. Данный документ сразу же вызвал активное несогласие среди части населении Ингушетии.

В августе нынешнего года стало известно об установке поста ДПС МВД по Чечне в районе ингушского селения Аршты. В ответ около 50 человек вышли на протестный митинг в селении Сунжа. В городе были введены жесткие меры безопасности, улицы перекрыты, аудио- и видеозапись запрещена. Глава Сунженского района Исса Хашагульгов и его коллега глава Малгобекского района Адам Цечоев подали заявление об отставке.

В начале сентября была создана государственная комиссия по вопросам уточнения административных границ между двумя автономиями. Что, в свою очередь, вызвало новую волну протестов. 

Несмотря на предупреждения

Утром 26 сентября в Магас ввели колонну с подразделениями Нацгвардии, усилили посты полиции и ввели дополнительные наряды МВД. Эти действия властей стали ответом на активные призывы в соцсетях выйти на митинг протеста. Однако, несмотря на обострение ситуации, соглашение о демаркации было подписано.

Предпринятые правоохранительными органами меры, а также предупреждения МВД республики не остановили протестующих. Граждане (по официальным данным, более ста человек) вышли на несанкционированный митинг. Представители силовых структур и мэр Магаса Беслан Цечоев не смогли убедить собравшихся разойтись, после чего правоохранители начали задерживать митинговавших.

Подписанное соглашение в соответствии с законодательной процедурой должно было пройти ратификацию местным парламентом.

3 октября официальные источники сообщили, что парламент Ингушетии утвердил соглашение об изменении границ с Чечней. На следующий день на улицы столицы Ингушетии вышли тысячи человек. У здания парламента Ингушетии вскоре прозвучали выстрелы. Стрельбой в воздух силовики пытались утихомирить протестующую толпу.

К участникам несанкционированной акции у здания Народного собрании вышли четверо депутатов парламента и рассказали, что соглашение принято не было. По словам парламентариев, 15 из 24 депутатов проголосовали против, пять поддержали соглашение, четыре бюллетеня было испорчено. Голосование было тайным.

На сегодняшний день выступления продолжаются.

Буква закона

Между тем в социальных сетях было распространено требование, якобы принятое Конституционным судом Республики Ингушетия. В нем говорится о том, что решение Народного собрания не имеет законной силы, так как вопросы территориального деления между республиками должны быть вынесены на республиканский референдум.

Однако подобное заявление, если оно действительно существует, противоречит общероссийским конституционным нормам.

© vk.com

Если быть абсолютно точными, в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 24.01.1997 г. № 1-П, Определении от 15.05.2007 г. № 406-О-П указывается, что «из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в статьях 1 (часть 1), 11 (часть 2), 66 (часть 1), 71, 72, 73, 76 и 77 Конституции Российской Федерации, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, — их территориальное устройство. Вопросы территориальных основ местного самоуправления, формирования муниципальных образований, с одной стороны, и административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации — с другой, будучи связаны между собой, имеют самостоятельное значение и, обладая собственным юридическим содержанием, относятся к различным сферам ведения: первый — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, второй — к исключительному ведению субъектов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 111 Конституции Республики Ингушетия, образование, упразднение административно-территориальных образований, установление и изменение границ между ними, их наименование и переименование, другие вопросы административно-территориального устройства Республики Ингушетия решаются в соответствии с федеральными законами и законами Республики Ингушетия с учетом мнения населения соответствующей территории.

Понятно, что норма статьи 111 Конституции Республики Ингушетия об учете мнения населения соответствующей территории при установлении и изменении границ между административно-территориальными образованиями распространяется только на внутренние границы между населенными пунктами Республики Ингушетия. А в нашем случае речь идет о территориальном споре между двумя субъектами РФ.

Кроме того, в Конституции оговорена лишь процедура референдума при решении вопросов о территориальном делении между субъектами Федерации при ранее официально установленных границах. Необходимо учитывать, что ни территория, ни границы Республики Ингушетия не были официально установлены.

Также важно указать, что на законопроект были даны положительные заключения прокуратурой Республики Ингушетия, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, уполномоченным по правам человека в Республике Ингушетия, правительством Республики Ингушетия, а также девятью городскими и районными советами депутатов муниципальных образований Республики Ингушетия.

© youtube.com

Не торопитесь с диагнозом

Очевидно, что сложившуюся ситуацию «подогревают» лица, заинтересованные в дестабилизации положения в Ингушетии и в целом на Северном Кавказе.

В очередной раз «разыграть национальную карту» и вновь возбудить взаимное недоверие между чеченцами и ингушами выгодно тем силам, которые уже давно пытаются вбить клин между двумя народами.

Возможно, таким образом они добиваются дискредитации главы республики Юнус-Бек Евкурова перед федеральным центром и последующей его отставки. Такую, в частности, позицию выразил член Ингушской общины Москвы, предприниматель Ахматхан Котиев.

«Люди, которые эту тему муссируют и поднимают, они даже не понимают, где находится территория, которую Ингушетия якобы передала Чечне. Для них это вторичная тема, а первичная — посеять раздор и хаос, сделать как можно больше плохого для главы республики Юнус-Бека Евкурова. Если их сейчас собрать и спросить, где находится то место, которое якобы отдали Чечне, уверен, ни один не ответит», — рассказал Котиев в интервью «Ридусу».

Северный Кавказ западные „фабрики мысли“ давно рассматривают как одну из точек дестабилизации. Очевидно же, что сложившуюся ситуацию „подогревают“ лица, заинтересованные в дестабилизации положения в Ингушетии и в целом на Северном Кавказе, — заявил «Ридусу» директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

Политолог предложил вспомнить недавние события в Кабардино-Балкарии. «Внешние силы попытались дестабилизировать ситуацию, — пояснил эксперт. — Теперь они же в очередной раз пытаются „разыграть национальную карту“ и вновь возбудить взаимное недоверие между чеченцами и ингушами, практически одним народом. Таким образом они также добиваются дискредитации главы республики Юнус-Бек Евкурова перед федеральным центром и последующей его отставки».

Что же касается позиции Кремля, то здесь, наоборот, склонны не торопиться с выводами. «Мы знаем, что там есть определенная внутренняя напряженность. Конечно же, президент получает всю необходимую информацию, но вместе с тем там, на месте, проводится работа, поэтому пока преждевременно ставить какие-то диагнозы», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.