Наверное, каждый краевед, архитектор или просто интересующийся своим городом человек не раз слышал о необычных и красивых храмах Москвы. Да что там слышал, ежедневно к этим церквям приходят горожане и туристы: восхищаются художественным обликом, читают таблички, фотографируются на территории, пытаются заглянуть внутрь. Но мало кто знает, чем эти храмы и люди в них приходящие отличаются друг от друга. Я и сама, как человек не очень воцерковленный, до недавнего времени не знала. Поэтому узнав, что экскурсия будет посвящена не столько архитектуре, сколько религии и отличиям вероисповеданий, заинтересовалась сильнее прежнего — для меня почти все перечисленные в программе здания были просто католическими храмами.
Вел экскурсию руководитель миссионерских проектов Патриаршего центра Федор Ярмош. Стоит отметить, что делал он это профессионально и с огромным удовольствием. Очень живо и доступным языком Федор рассказал в автобусе о нашем маршруте, ключевых отличиях религий и важных нюансах вероисповеданий. В каждом же храме нас встречал его служитель и рассказывал более подробно и историю своего ответвления, и историю здания. В конце каждой лекции служителям можно было задавать вопросы и даже вызывать к спору. Несмотря на отличия в мировоззрении, все прошло довольно мирно и позитивно. Я думаю, что от этой познавательной экскурсии каждый участник получил огромное удовольствие.
Для начала Федор объяснил собравшимся значение слова "инославные". В народе мы можем услышать несколько версий этого слова: "инославные", "еретики", "раскольники", "сектанты". К каждому вероисповеданию правильно употреблять свой термин. Так "инославными" считаются традиционные ответвления христианства: армяне, католики, традиционные протестанты (лютеране, англикане, баптисты). Мы привыкли, что "сектанты" — народное слово с негативным и даже пренебрежительным оттенком. На самом деле инославные и сектанты различаются только по культурологическим признакам — является ли религия культурообразующей для народа. Так, например, адвентисты седьмого дня не внесли заметного вклада в культуру народа, а потому могут быть отнесены к сектантам. Термином "раскольники" обозначают ответвления православного христианства, т.е. старообрядцев. При этом старообрядцев можно разделить на три течения: поповцы, безпоповцы и единоверцы. Так поповцы признают учение об иерархии и семи Таинствах, но придерживаются старых обрядов. Безпоповцы — древнеправославные и священства не приемлют, а саму господствующую церковь поначалу и вовсе считали порождением антихриста. Единоверцы — самые близкие к официальной церкви старообрядцы, они сохраняют старые обряды, но перешли в юрисдикцию РПЦ, приняв иерархию и т.п. от московского патриархата. Следует также разъяснить понятие "еретик". Еретик — это человек, придерживающийся ереси, отпавший от церкви. Здесь возникают свои занятные нюансы. Например, адвентисты седьмого дня откололись от официальной религии католиков, а не от православия. А потому считаются еретиками для католицизма, а для православия как бы не считаются.
К сожалению, посетить старообрядцев нам не удалось в связи с предрождественскими службами и приготовлениями. Зато удалось попасть в Московскую центральную церковь евангельских христиан-баптистов в Трехсвятительском переулке. Правда, встретили нас вовсе не баптисты, а адвентисты седьмого дня, которые сейчас занимают часть помещений баптисткой церкви. Дело в том, что баптисты — довольно гостеприимная религия. Так, в 1928 году церковь приютила в своих стенах лютеранскую общину святого Михаила. А Московская община адвентистов седьмого дня была переведена в здание церкви в 1940 году по решению властей. В советские времена, когда с религией активно боролись, служебные помещения здания церкви были переданы под общежитие. Часть храма занимали жильцы вплоть до 1965 года. Тогда с помощью западных товарищей по вере члены общины купили для людей, проживающих в церкви, квартиры в Москве и таким образом полностью вернули себе здание.
Из примечательного. На втором этаже церкви находится орган. Две галереи на 500 мест вдоль стен молитвенного зала были построены в 1946 году, а также был существенно удлинен балкон для хора перед органом.
Немного об одних из обитателей здания. Адвентисты седьмого дня возникли из баптистов в 1843 году. Все началось с того, что Вильгельм Миллер на основании Библии сделал вывод о том, что в 1844 году грядет второе пришествие Христа. Как мы знаем, этого не случилось. Сами адвентисты называют это "Великое разочарование". Но спусты некоторое время некая Елена Уайт ощутила пророческое призвание (женщина заявляла о явившихся ей видениях и откровениях) и на основании некоторых стихов библии сделала вывод, что Христос уже пришел. Но сопровождает нас незримым образом, тщательно изучая жизни христиан, для того, чтобы потом устроить суд. В России адвентисты седьмого появились только в начале 20 века. Известны тем, что придерживаются исключительно Библии настолько, насколько это возможно. Правда, также признают в качестве вероучения труды Елены Уайт. Дословно почитают десять заповедей, включая заповедь о субботе — почитают субботу, по воскресеньям не благословляют богослужений. Отрицают бессмертие души и существование ада. Адвентисты седьмого дня проповедуют радикальный запрет на употребление алкоголя и табака, придерживаются вегетарианства.
Следующей точкой нашего маршрута был не возвращенный Храм Святых Апостолов Петра и Павла. Храм построен в 1839—1845 годах по проекту архитектора Алессандро Жилярди. Церковь закрыли при советской власти. В 1940 году в здании храма разместился кинотеатр. Во время Великой отечественной войны здание почти полностью было разрушено в результате попадания немецкой авиабомбы. Сразу после войны здание бывшего храма восстановили, но сразу же перестроили под административные нужды. Потом туда въехал НИИ «Гипроуглемаш», который занимает его и сегодня, сдавая часть помещений в аренду под офисы. Перестройки церкви полностью исказили ее исторический облик. Приход католиков латинского обряда, носящий имя святых апостолов Петра и Павла проводит богослужения в расположенном неподалеку Храме святого Людовика Французского. Приход святого Людовика также проводит литургии в Храме святого Людовика Французского, который и стал следующей точкой нашего маршрута.
В Храме проходила катехизация детей, поэтому мы самостоятельно осмотрели его интерьеры.
Храм сооружен в 1833-1835 годах по проекту архитектора А.О. Жилярди. Примечательно, что в советские времена храм не закрывался и тем самым являлся единственным открытым католическим храмом Москвы. Обитающий здесь сейчас приход Святого Людовика преимущественно франко- и англоязычный, а приход Св. Петра и Павла преимущественно русскоязычный.
Замечаем и первые различия от знакомых православных храмов — совсем нет икон, зато много скульптур. Это связано с тем, что католики почитают мучеников, святых и блаженных, но различают поклонения им с подобающим одному лишь Богу. Раскол с православной христианской церковью принято относить к 1054 году. Остальные отличия очень специфические и на первый взгляд человека непосвященного довольно трудно различимые.
Затем мы посетили евангелическо-лютеранский Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Старосадском переулке. Это один из старейших лютеранских приходов в России. Для организации церкви община выкупила усадьбу Лопухиных в 1817 году. Перестройка купленного дома под церковь началась на средства короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, а также императора Александра I, предоставившего ссуду. Сначала была построена деревянная церковь, которая со временем была заменена на каменную. В 1924 году собор стал главным лютеранским собором всего Советского союза. В советское время в церкви был устроен кинотеатр, располагалась студия «Диафильм» — здание претерпело перепланировку, в результате которой главный зал был разбит на несколько этажей, а интерьер собора — полностью уничтожен. В 1957 году был разобран шпиль собора, чтобы не привлекать внимание молодежи и студентов, приехавших на Всемирный фестиваль. В начале девяностых храм был частично возвращен общине — богослужения были разрешены, но помещение верующим приходилось делить со студией "Диафильм" на протяжении шести лет.
В соборе нас встретил викарий. Он рассказал об истории лютеранской общины, храма и нюансах вероисповедания. В соборе действовала благотворительная рожденственская распродажа рукодельных елок, выполненных руками детей.
Лютеране — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. Движение возникло в результате реформационного движения Мартина Лютера, направленного против злоупотреблений Римско-католической церкви. Сейчас движение довольно разнородно. Различают ортодоксальных консервативных лютеран и лютеран более лояльных. Течение приобретает свои особенности в зависимости от обычаев страны, в которой живут послушники. Одними из самых либеральных считаются шведские лютеране — они признают даже однополые браки.
Кафедральный собор Святых Петра и Павла известен многим москвичам благодаря установленному в стенах храма историческому органу и регулярно проводимым концертам. Этот романтический орган из церкви св. Михаила в Немецкой слободе был передан общине в 1996 году. С 1928 года орган звучал в 1-ом Московском крематории. А после установки в собор Петра и Павла орган был отреставрирован в 2005 году, после чего вновь зазвучал, но уже в храме.
Во время экскурсии мне удалось посетить и построенную в 1892 году по проекту известного архитектора Шехтеля капеллу, расположенную на территории собора. Именно в ней совершались богослужения во время капитального ремонта собора.
Следующей точкой нашего маршрута стала единственная в Москве англиканская церковь — церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке. Здесь нас встретил служитель храма Иван. Иван — не только священник (хотя в протестантских церквях по сути нет священников — даже пастырь является скорей учителем, наставником, чем человеком особенно приближенным к богу), он аспирант историко-религиоведческого факультета МГУ. Этот умный и интересный молодой человек посвятил нас в неожиданные исторические подробности и развенчал многие мифы. К сожалению, лекция была настолько подробной, что полностью пересказать ее не представляется возможным.
Пожалуй, интерьеры этого здания понравились и запомнились мне больше всего. К сожалению, не смотря на наличие органа в церкви не проводятся концерты органной музыки.
Завершающей точкой экскурсионного маршрута стал известный многим москвичам Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой и известный храм в России. Богослужения здесь проводятся сразу на нескольких языках: русском, английском, французском, немецком и даже корейском. В храме действует четыре органа, постоянно проходят тематические фотовыставки, работает библиотеки и комнаты досуга для молодежи.
В Соборе непорочного зачатия девы Марии к гостям привыкли. Возможно, именно поэтому здесь нас ждала самая подробная экскурсия, которую провела сестра Наталья. Мы обошли почти весь храм и вспомогательные помещения, посмотрели репетицию рождественского спектакля, узнали историю собора, заглянули внутрь специальной комнаты для исповедания и даже смогли разглядеть детали рождественского убранства алтарной части.