— Ты идешь, он идет, мы идем, — девушка старательно произносит каждое слово, делая акцент на окончании. София приехала из Китая, поэтому русский ей дается нелегко. У себя на родине она учится на журналиста, уже перешла на второй курс. Объясняется на английском, вставляя русские и китайские словечки:
— Ещё «давай», — студентка прикладывает телефон к уху, имитируя разговор, — привет, да-да, давай! Давай — это и come on, и let’s go, и пока.
Девушка разводит руками: никак не может понять многозначности русского языка.
— Мне нравится Пушкин «Озер», — рассказывает София. Жмем плечами, такого стихотворения даже в школе не учили. — Seа, seа, — София пытается объяснить на пальцах.
— Ааа, «Море»? — Да, да!
Один из самых популярных стереотипов о России — это не гуляющие по улицам медведи в шапках-ушанках с бутылкой в лапах и КГБ-шниками на шее. Почти все иностранцы боятся ехать в нашу страну из-за людей. Думают, что русские сердитые, грубые и совсем не улыбаются.
— Мне очень нравятся русские люди, — признается София. — В Новосибирске, когда я шла с большим багажом, двое парней помогли мне его донести. Русские добрые и всегда готовы помочь. В моем городе Харбин в Китае много русских, поэтому у меня никогда не было плохого представления о вас. Между Россией и Китаем очень тесные экономические отношения, которые укрепляются с каждым днем, говорить о каких-то стереотипах глупо. К тому же, 2014 считается годом России в Китае.
Девушка открывает нужную страницу в интернете и с выражением зачитывает на китайском «Буревестника» Максима Горького, тоже любимого поэта. Иногда переходит на русский, но тут же бросает — по-китайски легче.
— А ещё мне нравятся Максим, Алсу и Витас, и я умею готовить суши.
Студенты четырнадцати стран приехали в Россию две недели назад, уже успели побывать в Твери на «Селигере», и скоро отправятся по малым городам нашей Родины.
— Эта программа для популяризации России, как страны для образования, путешествий и проживания. Мы показываем иностранцам, что Россия — не агрессивная страна, её не нужно бояться. Ребята, с одной стороны, рассказывают о своих культурах, а с другой, приобщаются к русской, разговаривая с носителями языка, — говорит руководитель проекта «Россия глазами иностранцев» Елена.
— В Италии существует стереотип, что все русские — закрытые и злые, но когда я приехала сюда, я поняла, что это не так — вы всегда готовы помочь. Сейчас я считаю свой народ даже более грубым, — рассказывает Лебиция.
— В вашей стране нет мифа о водке и вечно пьяных русских? — Я жила в Бельгии некоторое время, поверьте, они пьют намного больше вас, — смеется студентка.
Европейская молодежь стараются держаться в стороне от политики, многие из них не знают конфликтах, разворачивающихся в мире.
— До того, как я приехала сюда, я не осознавала, что происходит между Россией, Украиной и Америкой. Но сейчас я понимаю, что Европа чаще всего следует за США, а у русских есть другое мнение, вы горите какой-то своей идеей, и мне это нравится.
Иза из Марокко показывает традиционную одежду своего народа. На столе лежат мягкие рубашки с вышитыми вручную золотыми узорами: яркие для девушек, а темные — для мужчин. Рядом присаживаются Карим, Соха и Мухаммед из Египта. По их мнению, в нашей стране всегда лежит снег, а температура не поднимается выше пяти-шести градусов, все девушки блондинки, а мужчины состоят в русской мафии.
— Оказывается, погода в России такая же теплая, как дома, да и люди открытые и отзывчивые. Но у всех есть проблемы с английским, — говорит Карим.
Мухаммед подтверждает:
— У нас в Египте к русским более теплые отношения, чем к американцам, потому что от России мы получили больше помощи и поддержки.
Аби из Индии, где Россию все ещё считают коммунистической страной, но живет в Канаде. Он изучает русский всего год, однако уже прекрасно справляется с падежами и окончаниями, вот только пока не умеет писать и читать.
— Если честно, я не хотел ехать в Россию. Мой отец говорил, что здесь злые и нехорошие люди, а те, кто попадется мне на дороге, обязательно будут пьяными. К сожалению, виза была только сюда, и мне пришлось согласиться. Побыв здесь некоторое время, я понял, что все не так, как мне рассказывали. Я думаю, что в вашей стране есть много возможностей, даже больше, чем в Канаде или США, — считает молодой человек.
Он одет в национальный костюм: яркий тюрбан на голове и алую мантию, под которой видны джинсы и кроссовки. — У меня есть мечта прочитать «Мастера и Маргариту» в оригинале, — говорит Аби, а в конце признается, — Я бы хотел переехать в Россию.