Политика

Иностранным агентам не оставили шанса

1 135

КС уточнил порядок применения норм законодательства об НКО, выполняющих функции иностранного агента, информация об этом опубликована на официальном сайте органа. Слушание по делу, поводом к рассмотрению которого стали жалобы руководителя ряда региональных организаций и Уполномоченного по правам человека РФ прошло 6 апреля.

Камнем преткновения стала содержащаяся в законе формулировка ««некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента»». По мнению заявителей, оспариваемые нормы закона «не удовлетворяют требованиям юридической ясности и непротиворечивости, дискриминируют участников НКО, нарушают презумпцию невиновности, посягают на достоинство личности, и обязывают свидетельствовать против самого себя», а также являются «ограничивающими свободу слова, права граждан на объединение и участие в управлении государством».

В свою очередь Конституционный суд указывает, признание конкретных НКО выполняющими функции иностранного агента не означает указания на исходящую от данных организаций угрозу государственным и общественным институтам.

«Любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишены конституционно-правовых оснований. Соответственно, оспариваемыми нормами не предполагается негативная оценка той или иной организации со стороны государства, а также не преследуется цель дискредитации ее деятельности».

Как сказано в постановлении КС, нормы законодательства о некоммерческих организациях не противоречат Конституции Российской Федерации.

Противоречащими Конституции, впрочем, был признан текущий размер штрафов за нарушение соответствующих законодательных норм ( нельзя назначать наказание ниже низшего предела). Именно поэтому Судом предложено внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях.