Кино

Интернет-сериал «Район тьмы» препарирует преступление без наказания

0 2576

Про Арсения Гончукова — которому, кстати, буквально позавчера исполнилось 37 лет, удачный повод его поздравить — «Киноридус» уже пару раз рассказывал. К сожалению, имеет смысл рассказать ещё раз — к сожалению потому, что область деятельности, им выбранная, не предполагает моментальной славы, так что имя этого интересного, а в каких-то сферах даже передового режиссёра пока что не на слуху. Если коротко, то вот главная особенность Гончукова на настоящий момент: он снимает кино дёшево и сердито.

Промо сериала «Район тьмы»: «Пикник»

Дёшево — потому что на весьма малые деньги даже по российским масштабам; не то что бы «на свои», но, скажем так, больше за Идею. Похоже, это как раз тот случай, когда человек снимает, потому что не может не снимать — ни за славу или гонорары, а потому, что накипело. Можно, конечно, снисходительно покачивать головой, сетуя на недостаточную «художественность» его фильмов, но сам по себе этот творческий порыв не оценить, кажется, невозможно. Тем более что Гончукову действительно есть, что сказать: его кино предельно социально и откликается исключительно на болевые точки сегодняшнего бытия.

Понять и оценить важность этого пункта достаточно просто: оглянитесь вокруг. А теперь вспомните: как часто вы видите окружающую вас жизнь в кино?.. Так, чтоб по-настоящему, как есть?.. Ответ на поверхности: редко. Кинематографисты бегут от реальности, как только могут: лакируют, приукрашивают, вовсе не замечают. Гончуков — один из немногих, кто не бежит, свидетельством чему — его фильмы: «1210», «Полёт. Три дня после катастрофы», «Сын», «Последняя ночь». «Сын» в 2014-м году получил главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» — что следует воспринять не столько как знак безусловных достоинств картины, сколько как профессиональное одобрение самого пути Гончукова. Порой именно такие «независимые» режиссёры и двигают кинематограф вперёд — находя, в том числе, и новые формы его дальнейшего существования.

Специальный выпуск сериала «Района тьмы»: «Дед Мороз»

«Район тьмы» в этом отношении (Арсений Гончуков здесь автор идеи, продюсер, режиссёр, сценарист) — и закономерный шаг, и неожиданный. Триллер, сериал, интернет — надо же! Но в какой-то мере триллерами были и полнометражные картины Гончукова; а в сериалы уходят, как известно, все, кому не лень; глобальная же сеть с одной стороны — царство безграничной свободы, а с другой — притяжение максимального зрителя. Вступительный спецвыпуск сериала («Дед Мороз») набрал за три месяца 45 тысяч просмотров, первая серия («Это — любовь») за три недели — почти 60, вторая серия («Кризис») за неделю — уже более 80 тысяч; у четырёх минутных промо-роликов в совокупности — 200 тысяч просмотров.

В кинотеатрах такой аудитории у фильмов Гончукова нынче совершенно точно не будет, так что уже только с этой точки зрения его «уход» в онлайн-пространство совершенно оправдан. Очевиден и прицел не только на отечественную, но и на международную публику: сериал сопровождён субтитрами на русском, английском, французском и эсперанто — глядишь, так и лицензию продадут и совершенно окупятся!..

Промо сериала «Район тьмы»: «Селфи»

Что было бы, наверняка, немаловажно: «Район тьмы» позиционируется как «независимый» и «безбюджетный» (в том смысле, что без поддержки государства или крупных студий), снимает его «команда энтузиастов-профессионалов», распространение — бесплатное (при желании можно внести свой взнос под лозунгом «Давайте делать кино вместе!»). При этом, по словам режиссёра, каждая из двенадцати запланированных на сезон серий стоит в производстве более ста тысяч рублей — то есть, это вовсе «не на коленке сделано», а по-честному, с полной отдачей. И хотя декорации тут даже не простые, а наипростейшие (гараж, автостоянка, обезличенная квартира, двор), зато картинка — в видеоформате 4к, «в таком качестве, которое современному ТВ даже не снилось». Одна только заставка какова!..

Очевидно, что для многих в этой сплочённой команде эта работа — инвестиция в будущее, расчёт на то, что их увидят, заметят и оценят всерьёз, а не по тем проектам, в которых работается не «для души», а заработка ради. Одну судьбу, к слову, предсказать можно прямо сейчас: будет странно, если мимо такой выразительной красавицы как Мила Новикова из первой серии пройдут режиссёры и продюсеры — в идеальном мире к ней уже бы десятками стекались новые сценарии и предложения.

Первая серия «Района тьмы»: «Это — любовь»

«Так о чём же сам сериал?» — спросят те, кто пока поленился нажать на «плэй». Суть его максимально ёмко сформулирована в уже упомянутом подзаголовке: это «Хроники повседневного зла». Того зла, что насыщает наш будничный воздух и ежедневно смотрит на нас с новостной ленты — причём всё чаще не только с первых полос «жёлтой прессы» или из новостей криминальной хроники, но просто куда взгляд ни кинь — бери, сколько влезет.

Что толкает заурядного человека на убийство? Мировой и внутригосударственный кризис? Или «среда заела»?.. Стрессы на работе, которые не получается снять дома, в семье? Взаимонепонимание? Отчуждённость?.. Откуда эта ненависть к ближнему своему, толкающая на путь без возврата?.. Вопросы, на которые каждый легко может поискать ответы — зачастую не проговариваемые вслух.

Промо сериала «Район тьмы»: «Геймер»

Есть теория, что у нас никогда не приживётся нормальная работа дворников просто потому, что подавляющее большинство населения настолько привыкло мусорить и делает это настолько естественно, что лишённые мусора улица и двор становятся элементарно некомфортными для обитания. Уже задумаешься, бросать ли фантики или шелуху от семечек на идеально вычищенную площадку, а когда под ногами уже лежат сплющенные пивные банки да плотно утрамбованные горки бычков, то не грех и самому что-нибудь бросить.

«Район тьмы» — как раз об этом феномене, только доведённом до самого крайнего исхода. И в качестве мусора здесь — состояние человеческой души. От банальной невнимательности друг к другу, неуважения или даже неприкрытого презрения до площадной ругани и разгульного поведения. Это то самое детское «Я убью тебя», сказанное зачастую без задней мысли, в игре, понарошку, но воплощённое в жизнь — вернее, закономерно доведённое до смерти. Порой с причиной, порой без причин, но всякий раз (судя по тому, что мы уже можем видеть) — с предысторией и без описания последствий. Преступления без наказаний — просто как голый факт, как диагноз современному обществу.

Вторая серия «Района тьмы»: «Кризис»

Могло так быть? Могло. Более того: мы знаем, что едва ли не каждый день так и происходит. Так или иначе. Иногда прорвавшаяся в эфир новость шокирует нас, но чаще всего мы уже даже и не обращаем на подобные вещи внимания: привыкли, очерствели, устанешь ведь всякий раз со всем сердцем реагировать. «Район тьмы» пытается эту наросшую «корку» со своего зрителя содрать, представив живыми людьми и жертву, и преступника. И не то что бы попытавшись понять, как же так вышло, но дав нам возможность поразмышлять на досуге об этом.