Кино

Интим — предлагать: кинотеатры готовятся к секс-триллеру по-российски

1 4608

«Саранча»

Россия, реж. Егор Баранов, в ролях: Паулина Андреева, Пётр Фёдоров, Дмитрий Шевченко, Екатерина Волкова, Евгения Дмитриева, Максим Пинскер, Александр Голубков, Евгений Стычкин, Алексей Горбунов.

Страница фильма

«Купеческая» дочь Лера и простой паренёк Артём познакомились ещё «детьми», в 21−22, да и то она его заметила, потому что рыбой воняло. Он оказался с талантами — стихи пишет, рисует, не зря Лермонтовым прозвали. Но продолжать летний роман родители рассоветовали: мать привела в пример толстую тётю, которая рано вышла по любви — и вот до чего докатилась. Артём же не отступил, приехал за возлюбленной в Москву — и чувства снова нахлынули…

Трейлер фильма «Саранча»

Это только начало истории, про которую сразу понятно, что она вряд ли закончится хорошо: весь рассказ — это монолог Леры на допросе. Навеянный отчасти «Милым другом» и рядом прочих классических любовных романов с печальной концовкой, сценарий фильма предложит зрителям несколько впечатляющих своей банальностью поворотов с участием двух издателей, пьющей мадам и мальчика с отстающим развитием. Заправляя намешанный винегрет «романтическими» оборотами главной героини («Каждый день был бесконечный как год, а всё лето пролетело как миг») и руководствуясь принципом, озвученным главным героем («Нельзя вот так просто взять и остановиться»), автор бумажной основы Олег Маловичко (некогда подававший определённые надежды, да и сейчас остающийся на виду) с максимальной тщательностью отдаляет сюжет от реальной жизни, превращая лав-стори вроде бы в триллер, а на деле — в не понять что.

Кадр из фильма «Саранча»

С другой стороны, какие претензии можно предъявлять сценаристу, имя которого, вопреки советской традиции, стоит в титрах не первым и даже не вторым, а четвёртым — не только после режиссёра, но и после оператора с художником?.. «Саранча» — проект с затянувшейся судьбой: он был снят ещё несколько лет назад, так давно, что Егор Баранов («Соловей-Разбойник») успел вслед за ним поставить два сериала («Фарцу» весной показали) и другую картину (выходящий практически встык «Иерей-сан»). Легко представить, какие перемены могли коснуться его за время пути от замысла до проката, особенно с учётом традиционной ныне телевизионной версии (которая вообще является первичной).

Кадр из фильма «Саранча»

Хотя есть подозрение, что вопросы логической взаимосвязи были отброшены в сторону не без умысла, волевым если не режиссёрским, то продюсерским приказом (а продюсер тут Александр Цекало). Можно гадать, так ли это было или иначе, но впечатление такое, что из всего сценария читавшим его лицам запомнилось только то, что мускулистый герой время от времени стягивает с фарфоровой героини трусы — на что и было решено делать основную ставку. Из «Саранчи», задумка которой в иных руках могла бы оказаться основой для очередного чернушного и порочащего страну фильма (которому, собственно, и соответствовало бы тогда название), придумали нетипичный для наших краёв секс-триллер — предложенный таким образом интим должен покрыть все сюжетные дыры и обеспечить ленте завидные сборы. Насчёт второго — это мы ещё посмотрим, с первым же авторы решительно обломались.

Кадр из фильма «Саранча»

Пусть эротики здесь и правда больше, чем в иных наших картинах, но её не настолько много, чтобы вскружить зрителю голову по-настоящему сильно. Другими словами, если сравнивать фильм с отечественными образцами, то его заслуга перед российским искусством по части демонстрации обнажённого тела наверняка будет впоследствии признана историками. Но если ставить «Саранчу» на одну полку с мировыми достижениями в данном жанре — смех и грех, да и только.

Безусловная смелость артистов (особенно, разумеется, артистки) обернулась чередой глянцевого видео, сравнимого с продукцией, допустим, журнала «Maxim», имеющего привычку документировать свои эротические фотосессии. Но ни голая женская грудь, ни мужская, простите, задница сами по себе не добавят в зрительном зале жара, потому как не рождают подлинного возбуждения, будучи, в принципе, совершенно привычным делом.

Кадр из фильма «Саранча»

Секс на экране вызывает отдачу у непричастного к нему человека чаще всего только тогда, когда-либо сверх всякой меры откровенен, либо имеет некую непривычно будоражащую предпосылку. Мало раздеть красивых людей и поставить их перед невозмутимым оператором с камерой высокой чёткости; нужно ведь что-то ещё. Просто трахаться тут явно недостаточно, тем более уж если трахаться — то трахаться, не думая о том, куда свет лучше ляжет.

Отсутствие внятно выраженной идеи, почему демонстрация секса так необходима внутри повествования (не считать же за таковую «всепоглощающую страсть, охватившую молодых героев»), приводит к тому, что мы имеем дело с картиной, изредка прерываемой не на рекламные, а на эротические паузы. «Чем же плохо?» — удивлённо спросите вы; ну и правда, действительно, чем?.. Но вспомните этот вопрос, когда будете запоздало прикидывать, на что ещё можно было бы потратить выброшенные на билеты деньги.

Кадр из фильма «Саранча»

Упомянутый выше долгострой обернулся некоторым плюсом разве что в том плане, что сегодня «Саранчу» Баранова невольно принимаешь за необязательное дополнение к недавней (и также вышедшей не без потерь) «Родине» Буслова: тот же Фёдоров в главной роли, та же Волкова на втором плане, тот же знакомый подкол: «А я в Рашке только накуренным могу, иначе страшно». Если в том фильме наша страна — это только далёкое воспоминание, то здесь — вот она, со многими своими вечно актуальными приметами. Читая обе ленты как концептуальную дилогию, можно без ведома авторов повысить их общую содержательность — хотя бы в качестве эксперимента, хотя бы в знак любви к российскому кино, где изначальные амбиции почему-то так редко совпадают с вразумительным результатом.