В 2023 году доля государственного сектора в экономике России снизилась до 48,5%, что стало уменьшением по сравнению с показателями предыдущих лет, когда эта доля превышала 50%. Такие данные были опубликованы Институтом прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС и представлены на обозрение РБК. Снижение показателя может быть объяснено рядом факторов, включая уменьшение выручки и добавленной стоимости в нефтегазовой отрасли, где доля госсектора остается значительной, а также неполнотой отчетности некоторых предприятий, как сообщили в ИПЭИ.
По оценкам ИПЭИ РАНХиГС, индекс размера государственного сектора в ВВП России за 2023 год составил 48,5%. Это ниже уровня 51,7% в 2022 году и 53,2% в 2021 году, тогда как вершина была достигнута в 2018 году с показателем 54,6%.
Структура индекса в 2023 году распределилась следующим образом:
- Компании с государственным участием составляют 33%.
- 13,6% приходится на сектор государственного управления.
- 1,9% — на государственные унитарные предприятия.
Капитализация предприятий с госучастием достигла в этом году 30 трлн рублей, или 52,75% от общей капитализации фондового рынка, что превосходит 18,7 трлн рублей или 48,9% в 2022 году.
В Государственной Думе прогнозируют увеличение доли государственного присутствия в экономике до 62,7% в 2024 году, подчеркивая качественные изменения, происходящие в этом секторе. Эксперты полагают, что данная тенденция продолжится в долгосрочной перспективе, однако не обязательно будет негативно сказываться на инвестиционном климате.
Факторы, непосредственно влияющие на изменение доли госучастия в экономике, в значительной степени зависят от отраслевого развития. Как пояснил Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС, снижение выручки и добавленной стоимости в нефтегазовой сфере, традиционно обладающей высокой долей госсобственности, приводит к уменьшению показателей. Кроме того, неполная отчетность ряда компаний за 2023 год также оказывает влияние на итоговый индекс.
Абрамов отметил, что рассматриваемое исследование охватывает фиксированное число компаний с государственным участием (147), а сокращение добавленной стоимости в крупных компаниях уменьшает долю государственного сектора. Также было указано, что в 2021–2023 годах данные по выручке были предоставлены лишь 127 компаниями. Не учитываются в исследовании данные о национализированных предприятиях из-за их проблем с публичной отчетностью.
На изменения доли государственного сектора в экономике влияют не только количество компаний и динамика их выпуска, но также конъюнктурные факторы, связанные с колебаниями цен на международных рынках, добавляет Ирина Абанина, доцент Финансового университета. Поскольку несколько крупнейших экспортёров принадлежат госсектору, внешнеэкономические факторы лишь усиливают влияние на рассматриваемый индикатор.
Сводная оценка доли государственного сектора в ВВП, согласно ИПЭИ РАНХиГС, формируется на основе долей компаний с госучастием, сектора госуправления и государственных унитарных предприятий. Под КГУ подразумеваются государственные организации, в которых доля акций (долей) контролируется государством на уровне не менее 10%. Авторы исследования указывают на важность использования добавленной стоимости для оценки, которая рассчитывается как разница между объемом выпуска и промежуточным потреблением.
Согласно данным, певичные государственные предприятия третий год подряд показывают убыток, рассматривая процесс как часть более широкого тренда на увеличение государственной собственности. В долгосрочной перспективе доля госсектора в экономике страны, по мнению Абрамова, будет увеличиваться, сохраняя свое значение для экономики страны. Одновременно в комитетах Госдумы по вопросам собственности указывается на удвоение доли госсектора с 2000 года и возможное возвращение активов в государственную собственность через суды.
В 2023 году Генпрокуратура инициировала иски о передаче частных компаний в ведение государства в связи с незаконной приватизацией. Например, в государственную собственность были переданы Челябинский электрометаллургический комбинат и производитель макарон «Макфа». Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что речи о «деприватизации» не идет, и национализация происходит только в случае угрозы безопасности страны.
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что такие активы могут быть проданы, что заметно отличает позицию государства, стремящегося удерживать только те активы, которые необходимы. Алексей Моисеев из Минфина указал, что продажа некоторых активов может занять время, но продажа остается основной задачей.
Таким образом, несмотря на снижение доли государственного сектора в краткосрочной перспективе, тенденция укрупнения становится все более очевидной, что подтверждается рядом показателей и задач, стоящих перед правительством на следующие годы.