Позиция иранцев совершенно понятна: они предпочитают, чтобы их не кормили готовой ухой, а научили ловить рыбу самим.
Иран, что совершенно разумно, стремится импортировать передовые технологии, а не просто военную технику.
В декабре 2015 года командующий сухопутными войсками Ирана генерал Ахмад-Реза Пурдастан заявил, что Тегеран не будет закупать танки Т-90 в России. В феврале министр обороны Ирана Хосейн Дехган объяснил отказ тем, что его страна разработала проект собственного танка «Карар», который не уступает российскому аналогу боевой машины.
Сейчас Тегеран немного отыграл назад. И если этот отыгрыш будет доведен до конца, он станет выгодным и Москве, и Тегерану.
Эта сделка будет в высшей степени выгодна для российской оборонки. Она идет по схеме, уже давно обкатанной на военно-техническом сотрудничестве России и Индии, сказал «Ридусу» военный обозреватель Виктор Литовкин.
«Россия с начала века поставляет Т-90С Индии, и индусы за 16 лет так и не научились производить эти машины без российской поддержки. Они остаются на уровне отверточной сборки поставляемых машинокомплектов. Такой же механизм будет, вероятно, действовать и в договоренности с Ираном», — говорит эксперт.
Не исключено, что Тегеран планирует использовать Т-90 как стартовую площадку для производства собственного танка «Карар». Но для этого иранцы должны оказаться более обучаемыми, чем индийцы, которые ничего конкурентоспособного за 30 лет так и не построили, кроме неповоротливых и потому уязвимых моделей.
В любом случае (даже если иранцы окажутся способными учениками), присутствие российских инженеров на иранских танковых заводах будет необходимо еще долгое время. Для России это время — деньги, и очень приличные.
Вторая сторона медали — освобождая мощности, на которых производились Т-90 на продажу (то есть осуществляя своего рода аутсорсинг), Россия на них же будет развивать производство танка следующего поколения — «Арматы».
При этом в российском ОПК уверены, что Иран не пойдет по китайскому пути «сотрудничества» в военно-технической области. Пекин тоже закупает российские технологии (в основном — авиационные), но немедленно копирует их и в дальнейшем обходится уже без помощи северного соседа.
Правда, двигатели на китайские аналоги российских истребителей Пекин продолжает закупать в России: добиться такого же ресурса и показателей, как у сделанных «белыми варварами» двигателей, Срединное государство так и не смогло.
Военно-техническое сотрудничество Ирана и России осложнилось из-за срыва контракта на поставку ЗРС С-300, заключенного в 2007 году (общая стоимость — $800 млн). Сделка была заморожена в 2010 году под давлением Запада. Рособоронэкспорт аннулировал контракт, после чего Иран подал иск на $4 млрд в Международный третейский суд Женевы к российской компании.
Тегеран заявлял, что готов отозвать иск по поставке С-300, если Россия реализует этот контракт.