Не успев толком освободиться от западных санкций, Иран поспешил заявить о себе достаточно оригинальным способом. Как сообщило в пятницу вечером агентство Reuters со ссылкой на собственный источник в Национальной иранской нефтяной компании, Иран намерен получать оплату за поставленную нефть не в долларах, а в евро. «В наши инвойсы мы внесем пункт о том, что покупателям нашей нефти придется платить в евро с учетом обменного курса к доллару на момент отгрузки», — объяснил источник агентства. Также в евровалюте, исламская республика готова получить замороженные в рамках санкций активы, стоимость которых измеряется миллиардами евро.
По версии Ирана, переход от доллара к евро нужен стране для того, чтобы снизить свою зависимость от американской валюты. На первый взгляд, подобный шаг кажется достаточно неожиданным. Буквально на днях те же США сняли со страны экономические санкции, что можно расценивать, как признание исчерпания конфликта между Ираном и Западом. Отказ исламской республики от проведения расчетов по нефтяным сделкам и компенсациям в американской валюте является прямой демонстрацией недоверия Тегерана к своему «благодетелю».
Впрочем, по мнению экспертов, подобные действия Ирана объясняются совсем другими резонами.
«Иран поступает правильно, если не хочет светить расчёты на корсчетах в американских банках», — пояснил «Ридусу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский. Действительно, если бы Ирану были нужны евро, ему бы не стоило ломать устоявшийся рынок (цена на рынке все равно определяется в долларах), так как полученные доллары он мог бы конвертировать в евро, или любую другую валюту, включая юани или даже рубли.
Но Иран требует именно расчётов в евро. Это может означать только одно: он не хочет пропускать финансы через американские банки.
«В США средства могут заморозить указом президента, — говорит Дмитрий Голубовский. — Обама подпишет новые санкции и пропали деньги. А в ЕС нужно решение Еврокомиссии. Это бюрократия. Она долго раскачивается. Можно успеть среагировать. Скорее всего, именно из этих соображений они и хотят евро».
Судя по тому, что едва ли не на следующий день после снятия санкций, руководство Ирана принялось страховаться от возможности введения в отношении него новых ограничений, у Тегерана явно грандиозные «планы на будущее».
«Иранцы не дураки, — говорит Дмитрий Голубовский. — Они реально молодцы и они играют в долгую. Они отлично держат удар и достигают своих целей в развитии и мировой политике. Я думаю, Иран — это будущий гегемон Ближнего Востока. Саудиты „сдуются“ рано или поздно. Судя по тому, что уже начинает происходить с их финансами, скорее рано, чем поздно. И в этом случае, вакуум влияния будет заполнен персами и турками. Не без поддержки Китая».