Военное дело

Иран получит российские Су-35: поможет ли это ему в противостоянии с Израилем?

0 2800

Иран предпринимает отчаянные попытки восстановить боеспособность Вооружённых сил, изрядно подорванную в ходе неудачных ударов по Израилю в 2024 году. Ответные действия Израиля и его союзников лишили Иран имевшихся у него современных средств ПВО в виде ЗРК С-300, в результате чего небо над страной осталось фактически открытым для современных средств поражения.

Закрыть образовавшуюся брешь Тегеран намерен наиболее быстрым способом с помощью истребителей Су-35, которые должны быть поставлены Россией. Судя по всему, рассчитывать на получение от Москвы современных ЗРК Ирану не приходится, поскольку большинство имеющихся и строящихся систем задействовано или заранее распределено на украинский ТВД.

Услуга за услугу

Старший командир военизированного формирования Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана Али Шадмани подтвердил заказ на российские Су-35.

На протяжении последних лет иранские государственные СМИ неоднократно сообщали о предстоящих поставках данных самолётов поколения 4,5. Но подобные сообщения оказывались преждевременными или откровенно ложными.

Однако на этот раз есть основания полагать, что поставки будут осуществлены. В заявлении Шадмани не раскрывается, сколько Су-35 заказал Тегеран и когда ожидаются поставки. Однако эксперты рассматривают их как услугу за услугу. Дело в том, что во время боевых действий на Украине Россия использовала тысячи иранских ударных беспилотников Shahed.

Капля в море

Су-35 © Ольга Соколова / Ridus.ru

Стареющие ВВС Ирана давно нуждаются в новых самолётах. Су-35 обеспечивает серьёзные возможности в плане устранения и предотвращения угроз, исходящих от самолётов и ракет противника в иранском воздушном пространстве и вблизи него.

Судя по всему, на этот раз Иран сможет получить современные истребители, которые ждал годами. Однако даже в этом случае аналитики скептически относятся к тому, что несколько десятков Су-35 смогут компенсировать ущерб, нанесённый иранской системе ПВО в минувшем году.

Политолог и старший преподаватель Университета Клемсона Араш Азизи считает, что поставка Су-35 всё равно будет для Тегерана «слишком малой и сильно запоздавшей».

«Это долгожданное и всё ещё значимое обновление для осаждённых ВВС Ирана. Но оно не поможет заполнить пробелы, которые Иран имеет и будет иметь в противостоянии таким противникам, как Израиль. Это капля в море», — заявил Азизи в интервью Business Insider.

Федот, да не тот…

Ранее предполагалось, что Иран получит не менее 24 истребителей, изначально построенных для Египта, или до 50 самолётов Су-35, заказанных и оплаченных при предыдущей президентской администрации.

Заявления командующего КСИР прозвучали через две недели после того, как Иран и Россия подписали двадцатилетнее соглашение о стратегическом партнёрстве. Документ принят после разрушительной израильской кампании с применением авиации и беспилотников, в результате которой уничтожена большая часть иранских стратегических систем ПВО дальнего радиуса действия в виде С-300.

Возможная, но далеко не гарантированная своевременная поставка таких самолётов могла бы усилить общие оборонительные и сдерживающие возможности Ирана. Об этом заявил аналитик по глобальной безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке в компании RANE Фредди Хуэйри. Их поставка могла бы заставить Израиль «осознать угрозу».

Текущий истребительный флот Ирана сильно устарел по сравнению с большинством соседей на Ближнем Востоке. Он состоит из американских F-14A Tomcat и F-4 Phantom II, оставшихся со времён правления последнего шаха, когда Тегеран был союзником США. Единственным относительно современным (1990 год) приобретением истребителей Тегераном с тех пор оставался флот советских МиГ-29. В 1991 году Тегеран конфисковал иракские самолёты, включая французские Mirage F1, переправленные в Иран, чтобы избежать уничтожения в войне в Персидском заливе.

Су-35 не заменят С-300

Хотя новые Су-35 станут самым значительным авиационным приобретением Ирана за поколение, они не в состоянии заменить уничтоженную и деградировавшую ПВО Ирана. По мнению Хуэйри, самолёты не смогут «напрямую заменить устойчивое покрытие, блокирование зоны и широкомасштабную защиту», предлагаемые наземными системами вроде С-300 российского производства.

«Ирану потребуется время для обучения экипажей и интеграции Су-35 в существующую сеть датчиков, узлов управления и контроля, других оборонительных средств. Хотя современные истребители могут сдерживать враждебные операции и усиливать возможности перехвата, наиболее эффективно они работают в сочетании с надёжной противовоздушной обороной. Поэтому замена утраченных систем С-300 остаётся критически важной задачей для любой всеобъемлющей и многоуровневой стратегии иранской противовоздушной обороны», — отметил Хуэйри.

Шаг вперёд для иранской авиации

Эксперт по обороне из Центра анализа европейской политики Федерико Борсари более оптимистичен. Он считает, что Су-35 значительно улучшат противовоздушную оборону и наступательные возможности Ирана.

В то же время Борсари ожидает, что Иран попытается приобрести более совершенные российские С-400 для замены утраченных С-300.

«Неясно, сколько времени может потребоваться для создания высокоуровневой сети ПВО. Точно так же Ирану потребуется несколько лет, чтобы получить полностью боеспособную эскадрилью Су-35. Следует учесть время на обучение, адаптацию инфраструктуры, интеграцию системы в доктрину и концепцию операций. Таким образом, Израиль пока сохраняет важное преимущество», — пояснил Борсари.

Отсель грозить мы будем Израилю

Су-35 на ВПП. © Ольга Соколова / Ridus.ru

Су-35 — существенный шаг вперёд для иранской авиации. Борсари обращает внимание на значительную манёвренность самолёта, обеспечиваемую его турбовентиляторными двигателями Saturn АЛ-41ФС. Такие двигатели обеспечивают самолёту высокую скороподъёмность, ускорение и превосходные кинематические характеристики даже на скоростях до 2,25 Маха. А его радар «Ирбис-Э» может одновременно сканировать землю и воздух на большой площади.

«Возможности Су-35, в том числе сочетание РЛС „Ирбис-Э“ и ракет Р-77-1 с активным радиолокационным наведением, улучшат возможности иранских средств воздушного сдерживания по патрулированию в воздухе и сделают их гораздо более опасными для западных самолётов четвёртого и даже 4,5 поколения, включая израильские F-16 и F-15», — уточнил Борсари.

Вполне возможно, что Россия действительно поставит ракеты Р-77-1 для усиления вооружения Су-35. Аналогичным образом Москва предоставила Ирану ракеты класса «воздух — воздух», способные поражать цели за пределами прямой видимости, вместе с истребителями МиГ-29А в начале 1990-х годов.

По словам Борсари, хотя Су-35 «уступает с технической точки зрения» израильским малозаметным самолётам пятого поколения F-35I, он всё равно может представлять опасность для основных израильских самолётов, некоторые из которых, вероятно, уже вторгались в воздушное пространство Ирана во время ударов 26 октября.

«Су-35 может стать угрозой как при применении ракет класса „воздух — воздух“ большой дальности Р-77-1, так и при нахождении в пределах прямой видимости с использованием лучших характеристик достижения превосходства в воздухе против F-35. На этом фоне Израиль сделает всё возможное, чтобы избежать визуальных столкновений и использовать F-35 в своей зоне комфорта», — объяснил эксперт.

Скорее всего, Израиль попытается избежать прямого столкновения своих F-35 с иранскими Су-35. Вероятно, в случае будущих ударов израильтяне могут использовать истребители-невидимки F-35 для поражения Су-35 на взлётно-посадочной полосе, а не в воздухе. Израиль может снова использовать баллистические ракеты воздушного базирования для уничтожения Су-35 на расстоянии.

«Поскольку Израиль продемонстрировал в прошлом году передовые возможности малозаметности, эффективно атакуя иранцев, есть вероятность, что израильтяне смогут нанести упреждающий удар, который выведет из строя часть истребителей российского производства и не позволит иранцам эффективно использовать их», — резюмировал Хуэйри.