Вне контекста

Иранские правила дорожного движения

52 424

Хорошо, что в Иране нет алкоголя. Совсем. Иначе на улицы было бы страшно не только выезжать, но и выходить. Правила и нормы вождения мутировали безвозвратно. Соблюдать привычные ПДД — значит представлять опасность для других участников движения или как минимум — выглядеть как идиот. "Европейцу" нужно иметь стальные части тела, чтобы без стресса ездить по дорогам Ирана или переходить дорогу по пешеходному переходу. Типичный диалог с другими туристами: — Вы на автобусе путешествуете? — спрашивают нас. — Нет, взяли машину в прокат. — Да ла-а-а-адно! Серьезно? Ну вы психи...

Я сформулировал несколько важных правил нормального иранского дорожного движения, которые нужно выучить любому туристу, который собирается в автомобильное путешествие по Ирану. Также я немного расскажу про общественный транспорт и интересные решения регулировки светофоров.

— Первое и самое главное правило! Обеспечить исправное техническое состояние звукового сигнала автомобиля. Если бибикалка не работает, значит автомобилем пользоваться нельзя. — Подача звукого сигнала дает водителю все преимущества и освобождает его от принятия мер предосторожности. — Красный сигнал светофора запрещает движение, кроме случаев, когда очень нужно. — Выполнение требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства факультативно. — Не разрешается останавливаться и пропускать пешеходов на пешеходных переходах, так как это создает помехи движению транспортных средств, а также увеличивает риск ДТП. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, значит за рулем туземец, и нужно быть предельно осторожным. Используйте звуковой сигнал.

— На автомагистралях запрещается движение по своей полосе. Линия разметки должна проходить строго под попой водителя.

— При легком дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан выйти, посмотреть на повреждения и пожать плечами. — Разрешается парковаться до характерного хруста. — При повороте налево или развороте водитель должен ослепить дальним светом встречные транспортные средства и резко вклиниться в поток, тем самым получая преимущество в движении. — Водители мотоциклов без зеркал заднего вида могут передвигаться как угодно и в любом направлении. — При перестроении водитель никому ничего не обязан.

Я еще удивлялся, почему нам дали такую исцарапанную и побитую машину? Когда через 5 часов в нас в первый раз въехали, все вопросы как-то сами снялись.

— Пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств по тротуарам, пешеходным дорожкам или базару. Водителям мотоциклов разрешается передвигаться по дворам и помещениям мечетей.

— Максимально допустимое кол-во пассажиров на мотоцикле не должно превышать 4 человек. На руле допускается перевозить не больше одного пассажира.

Правилами перевозки детей разрешается

— занимать детьми любые свободные места в автомобиле вокруг водителя

— перевозить детей на руле мотоцикла

— держать ребенка одной рукой, а другой

— держаться за пакет с продуктами (для пассажиров мотоциклов)

— давать детям порулить

— Водитель транспортного средства должен в любой момент быть готовым увернуться от мотоциклиста, двигающегося по полосе встречного движения.

Я не люблю рынки. Особенно те, которые похожи на Черкизон. А когда сквозь толпу то и дело протискиваются мотоциклисты, я готов купить топор. 

Ни что так не злит, как "иранский экофрендли" транспорт внутри помещений. Но местные люди к этому привыкли и даже не ворчат, когда сзади подкрадывается пердящий мотоциклист или автомобиль. Все послушно расступаются.

— Остановка транспортного средства разрешается везде, если так надо.

— Обгон разрешается везде.

— Разворот разрешается везде.

Водитель транспортного средства должен пропустить другое транспортное средство, если то:

— имеет высокую стоимость

— подает звуковой сигнал

— подрезает

— вклинивается

— обгоняет по встречной полосе

— едет по той же полосе навстречу

— внезапно разворачивается

— перестраивается без звукового сигнала

Уникальная фотография — мотоциклист в шлеме! Я лично видел, как мотоциклист ехал по тратуару среди прохожих и при этом читал свежую газету.

Все тратуары, дворы домов или мечетей оборудованым нехитрыми горками, чтобы мотоциклистам было удобнее.

Типичный светофор. Хорошее заметное табло с отсчетом времени. Среди общего хауса мне очень понравилась функиция неработающего светофора. У нас выключенный светофор моргает только желтым, а в Иране желтым — если главная дорога и красным — если второстепенная. Хорошее решение.

Из городского транспорта я видел только автобусы, микроавтобусы и такси. В городских автобусах женщины сидят в задней части салона, мужчины спереди. В междугородних автобусах все сидят вперемешку. А в такси набиваются как сельди в бочку. 

Интересное решение — карманы для автобусов. При остановке один другому не мешает.

Касса по продаже билетов. Проезд стоит какие-то копейки.

Ни один таксист, с которым мы ездили, не понимает по-английски. Поездка по городу — 20-30 рублей.

Чтобы автомобили не заезжали на тротуары и газоны, выкапываются огромные канавы, ставятся высоченные отбойники или столбы.  Кстати, оцените высоту слоя асфальта! Правда, качество дорог в городе все равно паршивое.

А если серьезно, то в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Местные граждане прекрасно уживаются в этом хаосе и чувствуют себя комфортно. Когда на дороге появляемся мы, такие "правильные" туристы, люди не понимают наших действий и нашей реакции.

Когда я останавливался перед зеброй, пропуская пешехода, то тот сначала долго не понимал, что происходит, потом показывал руками "проезжай, странный человек". И только когда он понимал, что я остановился его пропустить, поднимал руки в жесте благодарности, начинал переходить дорогу. Правда, его чуть не сбивали обгоняющие меня с разных сторон автомобили... Я за 10 лет своего водительского стажа столько не сигналил, как за 10 дней в Иране ) Будьте внимательней на дорогах!