Кино

Иранский режиссёр во второй раз выиграл ММКФ

0 602

Главная награда ММКФ снова уехала в Иран: победив в 2008-м году с драмой «Проще простого», режиссёр Реза Миркарими вернулся в московский конкурс с лентой «Дочь» в качестве заведомого фаворита. Ставки оказались оправданными: его фильм заметно выделялся на фоне прочих. Это мастерская работа, которая цепляет и сюжетом, и виртуозной «простой» его воплощения, и актёрским исполнением, напрочь лишённым фальшивых ноток. Так что «Золотой Георгий» абсолютно заслужен; бонусом к нему прибавился также приз Федерации киноклубов России.

Режиссёр фильма «Дочь» Реза Миркарими на 38-м Московском кинофестивале

Рассказывает картина о девушке, которая осмелилась ослушаться отца и отправилась из рабочего городка в Тегеран повидаться с подругами. Узнав об этом, строгий родитель тут же бросается следом — ещё не догадываясь, как перевернут его жизнь следующие дни… Сыгравший роль отца актёр Фархад Аслани отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли. Следует признать, что у него были сильные соперники (в первую очередь — наш Тимофей Трибунцев из фильма «Монах и бес»), но выбор жюри понятен и обоснован.

Пожалуй, самым серьёзным конкурентом «Дочери» в борьбе за главный приз была филиппинская драма «Пелена», рассказывающая о горестной судьбе четырёх малолетних бродяжек. Особое внимание автор фильма Ралстон Джовер уделил 15-летней Джинки, подобранной на улице обокраденным ею таксистом. Мужчина решил если не перевоспитать девочку, то дать ей хотя бы второй шанс на новую судьбу; однако услуга, о которой он попросил, и ему самому вышла боком… Жюри назвало юную Тересе Мальвар лучшей актрисой этого фестиваля.

Режиссёр фильма «Пелена» Ралстон Джовер на 38-м Московском кинофестивале

Хотя тут тоже, разумеется, был выбор: никто б не удивился, получи приз болгарская актриса Рая Пеева, передавшая на экране полную как мук, так и творческого счастья жизнь знаменитой в своё время певицы. Но жюри решило выделить непосредственно фильм, вручив «Поющим башмакам» Радослава Спасова свой Специальный приз, вторую по значимости фестивальную награду. Можно предположить, что этой победе в большей степени поспособствовал главный из судей — побеждавший на ММКФ год назад болгарский режиссёр Ивайло Христов.

Режиссёр фильма «Поющие башмаки» Радослав Спасов на 38-м Московском кинофестивале

«Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу получила дебютантка Пук Грастен за картину «37» (Дания — США), в которой восстанавливаются события одной давней ночи, когда жильцы двух домов не обратили внимания на то, что у них во дворе насилуют и убивают женщину. Самому преступлению тут уделяются только намёки — режиссёр обращает наше внимание на тех, кто оказался равнодушен к доносящимся до них крикам, всякий раз оправдывая себя либо железным правилом невмешательства, либо сугубо личными причинами. Данную работу сочло лучшей в конкурсе и жюри российской кинокритики.

Режиссёр фильма «37» Пук Грастен на 38-м Московском кинофестивале

При всём имеющемся выборе — в игровом соревновании участвовало тринадцать картин — не остались без наград даже самые провальные фильмы: пустая, вялая и тягостная «Худшая из женщин» (реж. Ким Чжон Кван, Республика Корея) полюбилась жюри ФИПРЕССИ, а жанрово неопределившийся «Дневник машиниста» (реж. Милош Радович, Сербия — Хорватия) приглянулся московской публике, забрав Приз зрительских симпатий.

Решение жюри документального (и очень сильного!) конкурса столь же неочевидно: награду получила социально важная, но при этом весьма невнятная лента «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи» (реж. Черо Юн, Республика Корея — Франция). Хотя история и правда трагична: пойманную беженку буквальным образом продали китайскому крестьянину, а спустя годы она и сама занялась этим же «бизнесом», благо даже такая жизнь много лучше прозябания на родине…

Кадр из документального фильма «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи»

Если игровой конкурс был более-менее хорош, а документальный — так просто отличный, то конкурс короткометражек явно не удался. Заметно увеличив число претендентов на приз (в прошлые годы мы удивлялись тому, почему их было так мало), отборщики не привнесли в программу самого важного — качества. Поэтому победа фильма Николь Брендинг «Полный селфи» (США — Канада) кажется лишь данью охватившей весь мир «заразе»: это короткий анекдот о «королеве селфи» по имени Анна Банана, шесть лет назад стоявшей «у истоков движения», а сейчас страдающей из-за появления более молодой и более успешной соперницы…

Кадр из короткометражного фильма «Полный селфи»

Расплодились в этом году и призы за вклад в мировой кинематограф: ещё на открытии фестиваля таким был отмечен российский мэтр Сергей Соловьёв, после чего награды были вручены и таким не побоявшимся санкций классикам как Карлос Саура и Стивен Фрирз. Награду же «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского» за границу в этот раз решено было не передавать, вспомнив о том, что и у нас есть несчётное множество талантов — например, великая актриса Марина Неёлова.