«Коммивояжёр» (Forushande)
Иран — Франция, реж. Асгар Фархади, в ролях: Шахаб Хоссейни, Таране Алидости, Бабак Карим, Фрид Сажжади Оссейни, Мина Садати.
Эмад и Рана — супружеская пара актёров, на носу у них премьера спектакля по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера» (муж к тому же преподаёт литературу в школе). Как назло, их дом вдруг начал шататься и всех на ночь глядя эвакуировали — отчего им пришлось в срочном порядке искать себе новое жильё.
Но повезло — помог знакомый. Правда, он умолчал о том, что раньше сдаваемую им квартиру снимала женщина распутного образа жизни (её вещи до сих пор заперты в одной из комнат), которую все соседи признавали заслуживающей публичного осуждения.
Казалось бы — жила и жила; но порочное прошлое притягивает к месту новые беды: однажды вечером раздаётся звонок в домофон — и Рана открывает дверь, уверенная, что это поднимается запоздавший супруг. Но это был не он…
Трейлер фильма «Коммивояжёр»
Асгар Фархади — один из ведущих иранских режиссёров (а Иран в свою очередь — далеко не последняя страна на фестивальной карте мира), сумевший сделать более чем впечатляющую кинокарьеру. Он один из немногих (такие, как он, есть, но их единицы), кто из славящегося своей провинциальностью конкурса Московского кинофестиваля («Танцуя в пыли» 2003-го года) умудрился перебраться сперва в конкурс Берлина, а потом дошёл и до Канн.
Причем в Берлине он для начала «размялся», получив режиссёрский приз за «Историю Элли» (2009), а потом познал подлинный триумф, когда в 2011-м году его «Развод Надера и Симин» отхватил разом (беспрецедентный случай!) и главного «Золотого медведя», и ещё четырёх «Серебряных»: по паре двум лучшим актрисам и двум лучшим актёрам. После чего было немало и других наград, а увенчал мировой успех той картины «Оскар» за лучший фильм, снятый на неанглийском языке.
«Секреты прошлого» (2013) по праву попали уже в каннский конкурс, где были отмечены призом за лучшую женскую роль. «Коммивояжёру» повезло даже чуть больше: Шахаб Хоссейни был назван в прошлом году лучшим актёром Каннского кинофестиваля, а сам Фархади получил премию за лучший сценарий. Сейчас этот фильм вновь — в пятёрке лучших иноязычных работ на «Оскаре».
Кадр из фильма «Коммивояжёр»
Столь обстоятельное введение необходимо в первую очередь для того, чтобы стало уж совсем очевидно: если вы следите за мировым кинопроцессом или хотя бы просто хотите быть более-менее в курсе, фильмы Асгара Фархади следует смотреть непременно. Он сейчас не просто «в тренде» и «в топе», но действительно входит в список самых актуальных режиссёров текущего момента.
Вторая же причина, по которой Фархади следовало представить особо, заключена в том, что «Коммивояжёр» не кажется его лучшей работой. Он кажется, что ли, слишком «простым», слишком безыскусным — однако, возможно, именно в этом и кроется причина его несомненного международного успеха. Подобная «простота» даётся, как правило, с большим трудом, но есть тут и кое-что ещё, привлекающее к фильму абсолютно любого зрителя.
Кадр из фильма «Коммивояжёр»
Снятая в Иране (что удивляет более всего) картина обладает поразительно универсальным сюжетом, ибо героиня открывает дверь по звонку домофона (беспечно уходя после этого в ванную) ровно так же, как это часто делаем, наверное, и все мы, нисколько не сомневаясь, что совершенно точно знаем, кто именно появится сейчас на пороге.
Мы ждём родного, близкого человека — и нажимаем кнопку, порой даже не спрашивая, кто именно стоит у подъезда. Естественно, мы не склонны думать, что в наш дом может войти чужой человек с дурными намерениями. А зря — потому как именно благодаря нашей поспешности однажды он всё-таки может войти.
С Раной случилось именно это — кошмар интеллигентного человека, не готового к насилию. Но если ей теперь больше всего хочется просто забыть о случившемся, то Эмаду жизненно необходимо хоть как-то расквитаться с преступником — он сам ещё не знает, как, но потребность что-то с ним сделать терзает его душу.
Кадр из фильма «Коммивояжёр»
Во избежание спойлеров необходимо оставить в стороне значительную часть повествования, но всё же нельзя не упомянуть о финальном «твисте» — без раскрытия, разумеется, имён. Под конец режиссёр, известный своей любовью не только к драматическим, но и к детективным сюжетам, — отчего его картины вполне могут проходить по разряду, скажем так, «бытового триллера» — приготовил своим зрителям задачку, которая в какой-то мере даже посложнее предыдущей.
Такой вот небанальный вопрос: что, если насильник окажется приличным, уважаемым человеком, безудержно любимым своею семьёй?..
Любопытно, что в том же каннском конкурсе была и другая лента с аналогичным вопросом — «Она» Пола Верховена. Жаль, что она не дошла до оскаровского финала (а то была бы отдельная тема для разговора), но киноманы в любом случае могут сравнить, как из одной и той же предпосылки рождаются совершенно разные — и по интриге, и по моральным выводам — фильмы.
Кадр из фильма «Коммивояжёр»
Но здесь всё же есть, к чему придраться. Например, человеку, незнакомому с пьесой Миллера, её связь с основным сюжетом будет не вполне очевидна (и придётся, видимо, объяснить, что соль тут в том, что человек, играющий коммивояжёра на сцене, сталкивается по воле судьбы со своеобразным аналогом современного коммивояжёра, хотя акцента на этом не делается).
Ряд эпизодов выглядит натянутым, некоторые — заставят лишний раз засомневаться, разумны ли поступки персонажей (например, следовало ли выбрасывать дорогую еду, случайно приготовленную на «кровавые деньги»?..).
Возможно, впрочем, что некоторого рода «неудовлетворённость» фильмом рождается только из-за того, что он слишком близко подошёл к тому, что можно назвать и нашей с вами реальностью — и это внезапное «отражение» получилось слишком похожим, а потому и довольно пугающим.