В 2017 году в городе Тулун проживало более 40 тысяч человек. Новый 2020-й Тулун встретил в безмолвии: город практически вымер после продолжительной, но не увенчавшейся успехом борьбы с последствиями наводнения.
Коренной житель Тулуна Евгений Литаврин поделился в соцсетях фотографиями города: судя по снимкам, иркутский городок окончательно превратился в город-призрак.
По словам Литаврина, те немногие местные, которые все-таки решились перезимовать в Тулуне, уедут из города к лету: «Оставаться здесь никто не хочет».
Сейчас застройщики и работники соцзащиты обзванивают тех, кто еще не успел ничего купить и предлагают заключить договоры на строительство объектов. Я не знаю ни одного человека, кто бы согласился переехать в новое жилье. Я сам строитель, поэтому поехал к новостройкам посмотреть, что нам впаривают. Увидел и дара речи лишился. Участки выделили за городом, рядом с помойкой, в земле гранит и глина, там никакой урожай расти не станет. То, что застройщики называли домами, оказалось шалашом. Вместо свай — несколько труб вбитых в землю кувалдой, стены — решетка из брусков с ватой, обшитая вагонкой. Отсутствует фундамент, нет ни подвала, ни печи, — рассказывает Литаврин в интервью «МК».После наводнения цены на жилье в Тулуне подскочили в разы, — продолжает переживший потоп тулунчанин. «У нас гнилая халупа стоит дороже, чем квартира в Москве. Спрос на жилье вырос, а предложений стало меньше».
Те многоэтажки, которые строят в Тулуне, «не выдержат ни морозов, ни потопа», убежден Литаврин.
По словам Литаврина, самый большой урон городу нанесла не стихия, а местные власти, провалившие борьбу с последствиями наводнения. «Неблагополучные семьи, которые жили в старых гнилых халупах получили сертификат миллионов на восемь только потому, что в их доме оказались прописаны куча детей, родственники. Я же пахал годами, строил на совесть, убил годы и здоровье, а получил в разы меньше вложенного».
В общем, скажу так: то, что не унесло наводнение, уничтожило государство. Как и веру в него.Для борьбы с последствиями наводнения в Иркутской области из федерального бюджета были выделены внушительные средства, контролировать работу местных властей должна была правительственная комиссия по ликвидации последствий паводков во главе с Виталием Мутко. Но возглавлявший в то время регион Сергей Левченко провалил весь фронт работ по восстановлению жилья для пострадавших.
В регион отправилась мониторинговая группа Общероссийского народного фронта. В результате исследования «фронтовики» подтвердили свои опасения: исполнением поручения главы государства о ликвидации последствий стихии команда коммуниста Левченко не собирается.
Вот несколько вопиющих примеров бездействия местных властей. 86-летняя жительница поселка Соляная с августа ждет комиссию для проведения оценки ущерба ее имуществу. В жилищном сертификате почему-то отказали многодетной семье Гафирулиных из того же поселка. А жительница поселка Гадалей с удивлением для себя узнала от местных чиновников, что стена в ее доме лопнула не вследствие наводнения, а из-за грунтовых вод, поэтому ее заявление игнорируют.
В некоторых случаях, выявленных мониторинговой группой ОНФ, проглядываются совсем уж кафкианские сюжеты: жительнице деревни Паберега отказали в получении сертификата из-за того, что в одной чиновничьей базе ее населенный пункт указан как деревня, а в другой — как село. Решили вообще ничего не предпринимать, чтобы ничего не перепутать. А жителю поселка Вознесенский не стали компенсировать утерю урожая, потому что у него не было фотоаппарата: подтвердить владение огородом фотоматериалами фермер не смог — поэтому и компенсировать тут нечего.
Тем временем экс-губернатор Левченко отчитывался в СМИ о том, что область методично справляется с последствиями летнего наводнения.
Такую линию поведения Левченко продолжал и после своей отставки с губернаторского поста: подводя итоги собственной работы, Левченко своих ошибок не признал — и даже настаивал на том, что блестяще выполнил ряд поставленных в регионе целей.
Приняв отставку Левченко, президент России Владимир Путин назначил замглавы МЧС Игоря Кобзева на пост временно исполняющего обязанности главы региона. Кобзев моментально отправился на встречу с жителями подтопленных районов Иркутской области, изучил результаты мониторинга «фронтовиков», а также распорядился вести открытый реестр пострадавших от паводков, чтобы обеспечить права граждан на получение всех видов социальной помощи.