Кино

Искра, буря, безумие: рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»

1 14268

Стоит ли вообще делать здесь хоть какое-то вступление? Новая часть приключений Человека-паука от тандема Sony Pictures и Marvel Studios с подзаголовком «Нет пути домой», безусловно, самый ожидаемый фильм года с самого его начала. Трейлеры новой ленты ждали всем миром. Теории о том, что мы увидим на экране, с каждым днем множились в геометрической прогрессии.

А перед самой премьерой третьего «сольника» о Паучке интернет ударился в такую истерику, что проще уже было выйти из всех соцсетей и просто дождаться премьеры. Естественно, мы не могли пройти мимо такого громкого и ожидаемого фильма. Сказать по правде, написать рецензию на этот фильм без спойлеров, наверное, самая сложная задача в моей журналистской карьере.

Действие картины стартует ровно на том же месте, на котором оборвалась сцена после титров «Вдали от дома». Лжесупергерой Мистерио перед своей гибелью задействовал «план Б», подставив Человека-паука и раскрыв миру его личность. Питер Паркер оказывается в опале общественного давления, ведь благодаря продуманному фейку все уверены, что именно он виновен в разрушениях в Лондоне и убийстве Мистерио. Теперь под ударом находятся все и каждый, кто принадлежит к миру Человека-паука.

В попытке защитить своих близких от негативных последствий Питер не находит лучшей идеи, чем обратиться к старому соратнику по Войне Бесконечности — Стивену Стрэнджу, главному магу Земли. Идея Питера заключалась в том, чтобы весь мир забыл, что Паркер и Паук — это один и тот же человек. Стрэндж соглашается, но все, конечно же, идет не по плану, а Вселенная начинает трещать по швам. В прямом смысле этого слова.

Фильм еще до выхода называли самым мрачным сегментом франшизы о Человеке-пауке.

Фильм еще до выхода называли самым мрачным сегментом франшизы о Человеке-пауке.

© Sony Pictures

После поистине масштабного выступления в «Финале» и «Вдали от дома» перед Marvel и Sony стояла тяжелая и даже сумасшедшая задача: следующий фильм о Человеке-пауке просто обязан был стать чем-то по-настоящему эпическим. При этом нужно было избежать всех тех банальных ошибок, которые в свое время погубили и трилогию Сэма Рэйми, и дилогию Марка Уэбба. То есть лента «Нет пути домой» стала для студий размашистой работой над ошибками, которую провалить было никак нельзя.

И стоит отметить, что справились они с этим на твердую пятёрку. Еще в момент выхода первого трейлера все твердили, что будущий фильм станет самым мрачным не только в трилогии Джона Уоттса, но и во всей киноистории Паука. Этот прогноз оправдался в полной мере, ведь, несмотря на фирменный юмор, которого здесь более чем достаточно, Питера Паркера хочется много и усиленно жалеть.

В первую очередь, достается не столько самому Пауку, сколько всем тем, кого он любит.

В первую очередь достается не столько самому Пауку, сколько всем тем, кого он любит.

© Sony Pictures

Приземлённость персонажа остается столь же явной, как и раньше: фактически Питер всё тот же мальчишка, перешедший в последний класс школы. В его мечтах он учится в университете, снимает квартиру на троих с Эм-Джей и верным другом Недом, а тётя Мэй безмерно им гордится. Хотя обвинение в убийстве Мистерио в итоге остается позади, разгневанная толпа, ведомая отвратительным брюзгой Джеем Джоной Джеймисоном из Daily Bugle, разрушает всю его жизнь.

В разъяренных девчонках, кричащих, что Паук толкнул их в сторону, когда они нагло пытались содрать с него маску, и в кидающихся зеленой краской прохожих режиссер во всей красе показывает отличный пример захватившей мир культуры отмены. Казалось бы, ими движет искренняя вера в то, что Паучок является преступником, но очень быстро понимаешь, что Джеймисон ведет обыкновенную «охоту на ведьм», ведь толпа требует крови и зрелищ.

Daily Bugle внезапно из подвального ресурса превращаются в главный колокол событий, преследуя Человека-паука повсюду.

Daily Bugle внезапно из подвального ресурса превращается в главный колокол событий, преследуя Человека-паука повсюду.

© Sony Pictures

Питер видит, что общественное мнение играет злую шутку с каждым его близким человеком. Его гнетёт осознание того, что хоть он и все время защищал обычных людей, но в один момент все его заслуги обнуляются, а близкие оказываются под угрозой. В перспективе у него — потерять всё. Навсегда и безвозвратно. Согласитесь, такая перспектива может разорвать изнутри даже взрослого человека.

Идея мультивселенной, видимо, еще долго не будет отпускать четвертую фазу Marvel. Она доказала свою успешность еще в мультфильме «Через вселенные», затем была с успехом реализована в картине «Мстители: Финал». Изначально было понятно, какую ставку делала студия, приглашая в подмогу Паркеру самого Доктора Стрэнджа. Правда, в итоге все оказалось не более чем затравкой и способом затащить всех уже известных злодеев в этот фильм.

Хотя стоит признать, что некоторые кадры с задействованием магии и зеркального измерения выглядят еще более сумасшедшими, чем в первой части «Стрэнджа», намекая на то, какой будет «Мультивселенная безумия». Да и то, как взаимодействуют два бывших соратника Войны бесконечности, местами и забавляет, и умиляет.

Взаимодействие Паркера и Стрэнджа выходит за рамки того, что мы можем вспомнить в

Взаимодействие Паркера и Стрэнджа выходит за рамки того, что мы можем вспомнить в «Войне бесконечности», выдавая колоритнейший тандем, который хочется увидеть в деле как минимум еще раз.

© Sony Pictures

Насчет антагонистов скажем так: столько врагов у Паучка еще не было ни разу. Однако, думаю, никто не ожидал того, как он распорядится встречей с ними и что именно будет происходить, когда Питер Паркер встретится лицом к лицу с Доктором Осьминогом, Зеленым Гоблином и другими злодеями, появление которых нещадно «тизерили» в трейлерах и постерах. Помимо злодеев, нас ожидает как минимум одно крайне неожиданное, но весьма приятное камео, от которого зал зашёлся в экстазе.

Оправдываются ли самые популярные теории, выдвинутые по поводу фильма фанатами? И да, и нет. Лента умудряется играть ожиданиями зрителей не хуже, чем опытный игрок в покер из большого казино. Что-то, возможно, не станет для вас откровением, а что-то превратится в большой и приятный сюрприз.

На моменте появления Доктора Осьминога главный зал кинотеатра

На моменте появления Доктора Осьминога главный зал кинотеатра «Октябрь» сотрясся от аплодисментов.

© Sony Pictures

Сценарий, в свою очередь, уводит нас от банального краш-теста способностей Паука или эффектных моментов гибели злодеев, активно раскручивая тему вторых шансов и того, как редко мы готовы пройти милю в чужих туфлях. Добродетель раскрывается через слова тёти Мэй, которая не забывает о том, что является прямой наставницей своего воспитанника, а мы понимаем, что Питеру еще многому предстоит научиться.

Попутно зрителю ненавязчиво намекают, что, прежде чем искать сложный путь, всегда есть смысл немного затормозить и подумать: а вдруг существуют куда более адекватные и легкие пути решения проблем? Мысль вроде бы и простая, но заставляет понять: если что-то кажется концом света, то это не обязательно он и есть. Вот когда на тебя с летающего глайдера прилетает граната — это реально проблема.

Тем временем главный герой оказывается в мире полярных противоположностей, где каждый считает себя правым в максимальной степени. И так случается, что именно Питер попадает в эпицентр таких мнений, не зная, кто же прав по-настоящему и какое решение можно считать правильным. В этот раз ошибки обходятся Паркеру слишком дорого, ведь, сколько бы он ни обрел, потеряет он куда больше.

ЭмДжей и Нед, конечно, не оставят друга в беде, активно помогая ему всем, чем могут.

Эм-Джей и Нед, конечно, не оставят друга в беде, активно помогая ему всем, чем могут.

© Sony Pictures

Именно в такие моменты фильм заставляет тебя забыть, что ты смеялся еще пару минут назад. Слезы наворачиваются, когда план идет наперекосяк, а потеря становится фактически осязаемой. В миг отчаяния сердце Человека-паука будет готово наполниться жестокостью и желанием причинять боль. Случится ли это? Не могу сказать — спойлер.

Третий акт фильма стал чистым восторгом для всего зала, когда бурные аплодисменты перемежались диким смехом, а потом в зале можно было бы услышать стрекотание крыльев бабочки — такая вот была тишина. Это очередное доказательство, что Marvel не разучились превосходить самих себя, оставляя лишь вопрос: если вы УЖЕ сделали вот так, что же будет дальше? И можете мне поверить, они не разочаровывают.

Финал картины одновременно трогателен, мрачен, забавен и удручающ. Да, вам обеспечена сумасшедшая гамма эмоций.

Финал картины одновременно трогателен, мрачен, забавен и удручающ. Да, вам обеспечена сумасшедшая гамма эмоций.

© Sony Pictures

Про экшен говорить бессмысленно — каждая часть уже не раз доказала, что за визуал в блокбастерах и Marvel, и Sony не стоит переживать, ибо высокая планка стала стандартом, который никто не позволит себе уронить. В эмоциональном же плане «Нет пути домой» перекрывает все то, что мы увидели о супергероях в этом году — ни один фильм не вызвал такого широкого спектра эмоций за один просмотр.

Почему же у Паука больше нет пути домой? Потому что все изменилось. Взрослые решения влекут за собой последствия, разгрести которые порой невозможно. Приходится с ними мириться и невероятным образом жить дальше. На финальных минутах хочется проронить слезу, попутно отмечая, как иногда история может замкнуть круг в тот момент, когда меньше всего этого ждешь.

Мило. Безумно. Неожиданно. Мрачно. Смешно. Нереально. Бомбично. У меня всё.

«Человек-паук: Нет пути домой» — в кино с 15 декабря.

P. S. «Нет пути домой» не нарушает добрую традицию Marvel и, конечно же, содержит две сцены после титров. Не советую пропускать ни одну — вас ждёт реально разрывной анонс и камео, от которого вы пробьете потолок. Так что с началом титров не торопитесь покидать кинозал.

Советуем ознакомиться с нашей специальной подборкой «Все фильмы про Человека-паука: от лучших к худшему». В ней мы рассмотрели все появления Паучка на больших экранах за последние двадцать лет.