Расследования

Искусство воровства: как русские шоплифтеры крадут миллиарды

4 29883
Товарищи, такой вопрос. ******* (украл. — прим. «Ридус») две недешевые книги в магазине «Книга +". Преспокойно направился к выходу, но черт дернул меня повернуться, и я заметил, что прямо надо мной висела камера видеонаблюдения. Охранник, ходивший взад-вперед, ничего не заметил. Так основной вопрос. В этот магазин мне лучше больше не возвращаться, да? И, если камеры наблюдения меня таки запалили, какова вероятность расправы? сообщение на одном из тематических форумов.

Подобных обсуждений в Рунете — пруд пруди. Магазинные кражи в России вышли на новый уровень. Если еще полтора десятка лет назад в российских торговых точках воровали одни маргиналы, то сегодня такими делишками промышляют молодые люди без особых материальных проблем. Виной этому мода, «дыры» в системах безопасности да ветер в головах: многие шоплифтеры, как себя любят называть такие люди, прикрывают свое противозаконное хобби левацкими идеями шестидесятых — борьбой с жадными продавцами и зажравшимися глобальными корпорациями. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев это лишь красивые слова. Судя по сообщениям на тематических форумах, основная часть российских шоплифтеров ничего не слышала об Эбби Хоффмане и движении йиппи. Воровство в магазинах для них — это образ жизни, способ заработка или экономии собственных финансов.

С Иваном (он так представился, но реальное имя, по его же словам, другое) корреспондент «Ридуса» познакомился в соцсетях, он довольно быстро согласился анонимно пообщаться, встретившись в одном из столичных кафе. Как оказалось, это молодой хорошо образованный человек, научный сотрудник одного из столичных НИИ.

Изначально это было просто «по приколу», какие-то мелочи на уровне шоколадок и так далее. Потом этим загорелся, начал изучать все это дело в теории: как это делается, какими методами, и со временем начал этим заниматься более осмысленно: не на уровне зайти в случайный магазин и взять там бутылку алкоголя или что-то такое, а планировать какие-то более-менее серьезные заходы за дорогими вещами. Это сопряжено с определенной подготовкой: изучением действия и наличия охранных систем в магазине, изучением поведения продавцов и охранников и т. д. и т. п. Как-то раз была нужна серьезная массовка. Когда продавец слишком назойлив и внимателен, в магазин заходит еще пара человек, которые благополучно его отвлекают огромным количеством глупых вопросов, требуя перемерить все вокруг, и в этот момент я незаметно делаю свое дело и ухожу, рассказал «Ридусу» о начале своего «шоплифтерского» пути Иван.
1 Обложка работы Эбби Хофмана «Сопри эту книгу»: она для шоплифтеров как «Капитал» для коммунистов.

Немного статистики

От магазинных краж страдают все страны мира. Несколько проще дела с этой проблемой обстоят в арабских государствах, славящихся своим жестоким отношением к ворам. Там же, где рук за воровство не рубят, граждане активно «ныкают» по карманам все, что плохо лежит. Так происходит и в бедных, и в богатых странах.

По данным The Global Retail Theft Barometer за 2015 год, в мировые лидеры по этому вопросу вышла Мексика.

В минувшем году убытки продавцов там составили 1,68% от общей выручки всех ритейлеров. Если говорить в абсолютных цифрах, то дороже всего магазинные воришки обошлись американцам. В 2015 году в США продавцы потерпели убытков на сумму 36,79 миллиарда долларов или 1,27% от общей выручки. Россия от мировых лидеров по шоплифтингу пока отстает. Наши продавцы потеряли за 2015 год 1,18% выручки или 6,17 миллиардов долларов.

2 Данные The Global Retail Theft Barometer 2015 (кликабельно) © Ridus.ru

Конечно, в этом графике учтены потери продавцов не только от шоплифтеров, но и от воровства сотрудников компаний, мошенничества поставщиков и убытков по административным причинам. Однако примерно 38% всех таких расходов приходится именно на магазинных воришек. Интересно, что ровно в таком же объеме воруют нечестные сотрудники компаний.

В итоге за все эти убытки расплачиваются честные покупатели. В стоимость товаров продавцы закладывают не только свои потери, но и расходы на спецоборудование: рамки, камеры, магниты и так далее. По данным The Global Retail Theft Barometer, в 2014 году российские продавцы потратили на все эти ухищрения 6,39 миллиарда долларов, расходы на зарплату охранников в эту сумму не включены.

Чаще всего воруют то, что легко спрятать: обувь, одежду, продукты питания, алкоголь, косметику, мобильные устройства и аксессуары для них.

Усредненного портрета шоплифтера не существует, хотя в большинстве случаев это молодые люди от 18 до 35 лет. Мужчин и женщин среди них поровну.

Если отсмотреть фотобазу воров по одной из сети супермаркетов, то вы не сможете провести какую-то общую параллель по возрасту, полу или социальному положению. Воруют и военные, воруют и полицейские, и так далее, рассказал «Ридусу» Николай Морозов,
руководитель одной из частных структур по охране магазинов
.

По данным американской Национальной ассоциации противодействия шоплифтингу (NASP), в США воровством в магазинах промышляет каждый одиннадцатый. Обычно ловят таких воришек на 48-й краже. «Профессионально» — ради заработка — воровством в Америке занимаются лишь 3% магазинных воров, остальные воруют ради адреналина. Четверть из них — несовершеннолетние.

В России больше всего страдают столичные продавцы (55% всех магазинных краж по статистике за 2014 год), торговые точки Краснодарского края и Екатеринбурга. По данным The Global Retail Theft Barometer, в 2014 году средняя стоимость одной кражи в России составила 79 долларов.

Хожу по настроению. Год назад за месяц обнес родные магазины по центру Москвы где-то на 300 тысяч, а потом за следующие несколько месяцев ничем не занимался, просто потому, что как-то не перло и не хотелось. Если брать обычный заход в продуктовый, то там сумма небольшая. Капустку-картошечку покупаю, три кило картошки в карман не влезут, а все остальное я получаю «в подарок от заведения». Если же говорить по поводу шмоток, сходить в магазин меньше чем на 400 — 500 долларов — сомнительное удовольствие, просто чтобы не испортить место, где тебя в следующий раз могут узнать, стараюсь поиметь с какого-то хорошего места по максимуму. Денег на одежду и еду я практически не трачу, поделился с «Ридусом» деталями «опытный любитель-шоплифтер» Иван.

Любая мода — форма безумия

Генрих Гейне отнес эти слова к одежде, однако они совершенно справедливы в адрес любого тренда, будь то диета, образ жизни или даже музыкальное направление. К сожалению, сегодня в России в моду вошло и воровство. В социальных сетях множатся сообщества шоплифтеров, где анонимные пользователи рассказывают как, где и что можно украсть.

Никогда не забывайте о житейской мудрости: «Встречают по одежке». Ей недаром многие тысячи лет. Будьте прилично одеты и вымыты/выбриты/причесаны. Отношение охраны-кассиров к человеку, одетому в грязные джинсы, мятую футболку-толстовку, да ещё и с рюкзаком, будет соответствующее. И в плане последствий в результате запала тоже (и от ментов). Такого на входе попросят сдать рюкзак или запаять в пакет. На выходе с рюкзаком могут попросить предъявить содержимое. Чисто из-за внешности, фрагмент размещенной в Сети инструкции для начинающих шоплифтеров.

Своими деяниями воришки охотно хвастаются, выкладывая в сети фотографии похищенного с указанием общей стоимости. Чем дороже улов — тем круче, причем зачастую шоплифтеры даже не скрывают своих лиц, несмотря на все призывы модераторов «вести себя без палева».

Кстати, именно в соцсетях корреспонденты «Ридуса» выяснили, что убитый минувшей осенью на Цветном бульваре студент оказался известным шоплифтером.

3

Одним хвастовством дело в «пабликах» не ограничивается. Опытные шоплифтеры дают ценные советы начинающим воришкам, отвечая на многочисленные вопросы.

4

Помимо советов шоплифтеры-профессионалы предлагают и свои услуги. Хотите прибарахлиться подешевле? В Сети хватает желающих, готовых вынести любую одежду из указанных магазинов за 50% от ее стоимости.

Я под заказ не работаю, мне не интересно привязываться к какой-то конкретной вещи. Иногда продаю. Как правило, нужно выждать время, чтобы продавать ту или иную вещь. Иногда эти вещи вообще довольно сложно продать в России, если речь идет о какой-то узко-нишевой дорогой одежде. Тогда я могу попробовать продать ее через Ebay. Например, я стащил куртку ценой 5 тысяч долларов, которая продавалась в пяти магазинах мира, в одном только в России, куда ее тоже завезли в количестве десятка экземпляров. Выставлять ее на продажу здесь было занятием довольно рискованным по той простой причине, что непонятную куртку за такие деньги может купить только «человек в теме», а «человек в теме» тусуется и может ее увидеть в тех же местах, где могут тусоваться продавцы того же магазина. В результате кончилось тем, что она у меня лежала год, до тех пор, пока магазин фактически не сдох от кризиса, не прекратил свое существование, и тогда я ее таки скинул здесь, рассказал собеседник «Ридуса».

Отдельно стоит обратить внимание на продажу всевозможных приборов для обхода различных систем безопасности. За довольно скромный «прайс» там предлагают «открывашки» для магнитных ловушек, «глушилки» противокражных ворот, экранирующую ткань и прочие орудия шоплифтинга. Там же даются советы, как опознать защитные системы по внешнему виду, найти слепые зоны видеонаблюдения и так далее. Любопытно, что некоторые воровские онлайн-магазины российского происхождения работают не только на наших соотечественников, но и на Европу.

Меня ловили один раз. Не до конца понял, на чем конкретно это произошло, просто тормознули на выходе, и все. Я имел при себе на случай страховки определенную сумму денег, примерно равную сумме краденого и, благодаря своему более-менее неплохо подвешенному языку, в результате договорился: оставил им эти деньги и ушел, притом, что я еще умудрился испортить «шмот», так как брал для себя и особо не «обламывался» — бирочку просто вырвал. Хотя я знал, что торговые сети стараются доводить такие дела до суда, вызывают полицию и сдают по полной, фрагмент беседы корреспондента «Ридуса» с шоплифтером Иваном.

Жизнь наша есть борьба

Продавцы активно пытаются бороться с этим явлением. Так, например, уральские бизнесмены написали в Генпрокуратуру запрос с требованием закрыть сайты и сообщества шоплифтинговой тематики. Правоохранители внимательно отнеслись к проблеме, на сторону торговцев встал суд, вынес соответствующее предписание. Вот только судебное решение пока так и осталось неисполненным. Большая часть и сайтов, и «коммьюнити» продолжает работать.

5

«Начинается популяризация этого вопроса: украл, сфотографировался, выложил, кто больше украдет. Привлекается именно срез молодежи, это становится модным течением. Люди молодого возраста не понимают, что совершают кражу и портят себе репутацию на всю жизнь, получая судимость по 159-й статье УК РФ. Мы руки не опускаем, будем отслеживать и добиваться. Через запрет пытаемся снизить пик популярности и сделать так, чтобы это вышло из моды», — прокомментировал ситуацию руководитель исполнительного комитета некоммерческого партнерства «Союз руководителей служб безопасности Урала» Константин Сергеев.

К слову, именно Екатеринбург сегодня находится на передовой в войне с шоплифтингом. В середине прошлого года Урал стал пилотным регионом по внедрению автоматизированной системы «СТОП Шопфлитер». «Это система распознавания лиц, которая позволяет в автоматическом режиме через айпи-видеопоток и видеокамеры высокого разрешения, которые устанавливаются на входных группах, выявлять лица, находящиеся в розыске, и информировать соответствующие органы», — пояснил «Ридусу» Константин Сергеев. В нынешнем году «СТОП Шоплифтер» начнут внедрять по всей России.

В магазине происходит хищение. Оно выявляется или по факту, или по инвентаризации локального подснятия: посмотрели, не хватает какого-то товара, бутылки дорогого коньяка или еще чего-то, посмотрели по системе видеонаблюдения, выявили человека, который совершил данное хищение. Что у нас есть? У нас есть его фотография в хорошем качестве. Мы эту фотографию добавляем в общую информационную систему, привязываем привязку к данному материалу, который подготовлен для сотрудников полиции. При следующем визите на любой объект, который находится под работой системы «СТОП Шоплифтер», злоумышленник попадает в зону видеокамеры, происходит распознавание лица, и полиция уведомляется, что данное лицо или похожее лицо находится в магазине, и уже проводится соответствующее мероприятие, объяснил принцип работы системы Константин Сергеев.

Конечно, эта методика помогает бороться только с уже засветившимся «шопоходами», однако, по данным МВД, «каждое второе (53,8%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления».

Таких — подавляющее большинство. Это одна из тактик работы охранников в магазинах, работа от факта хищения по непосредственному человеку. Зачастую воры, которые воруют в продуктовых магазинах, своровав один раз, чувствуют безнаказанность и идут либо в другой такой же магазин, либо в этот же приходят. Своровав однажды, как правило, вор попадает в поле зрения охраны, и дальше, по большому счету, его ждут. У нас по повторности люди, которые попались на повторной краже — на третьей-пятой, у нас этот показатель выше 60%. Сейчас мы работаем по старинке: это фотобаза и инструктаж охранников. Фотобаза по всем магазинам есть на каждом посту охраны, и дальше уже работа непосредственно по человеку идет. Заходит такой человек в магазин, за ним никто не смотрит, а его просто останавливают на выходе и «потрошат». Как правило, человек в любом случае что-то ворует, то есть он ловится на факте, а следом за ним ему еще навешивается три-четыре эпизода по видеонаблюдению, поделился своими соображениями по этому поводу Николай Морозов.

По словам уральцев, «СТОП Шоплифтер» работает вполне успешно. За полгода службы в Екатеринбурге система зафиксировала 6777 «уникальных воришек». «Каждый день по 20−30 новых лиц в системе дополнительно появляется», — уточнил Константин Сергеев. Кстати, с ее помощью ловить будут не только шоплифтеров. В 2018 на чемпионате мира по футболу ее используют для борьбы с терроризмом.

6 "Воровской инструмент" - устройства для обхода охранных средств. Свободно продаются через Интернет

Мышь копны не боится

Не страшно, что поймают. Я склоняюсь к тому, что мне, скорее всего, удастся благополучно вывернуться из этой ситуации. Мук совести в отношении всей этой публики я не испытываю, поэтому сильно стыдно мне тоже не будет. Не испытываю особого страха. Если будут судить — благодаря либерализации уголовного законодательства по ряду наиболее ходовых статей в последние годы, если даже я попаду под суд, мне это будет грозить штрафом в несколько тысяч рублей, не более того. Если не считать судимости, но я не планирую становиться чиновником или сотрудником спецслужб, поэтому судимость как таковая меня не сильно пугает, поделился с «Ридусом» своими мыслями шоплифтер Иван.

В отличие от большинства своих «коллег», он достаточно ясно представляет себе и свои риски, и последствия. Подростки же и студенты, смело делящиеся в соцсетях своими трофеями и «заходами», ясного отчета о своих действиях себе не отдают. Но, когда они попадают в поле зрения правоохранителей, начинаются «стыдоба, слюнки да сопли»: не знал, не думал, да и вообще вел себя как дурак, простите, дяденьки.

Современные автоматизированные охранные системы, возможно, снизят активность шоплифтеров, в тюрьму из них, все же, никто не хочет. Вот только тратить деньги на все эти ухищрения готовы далеко не все продавцы. Некоторые торговые сети принципиально отказываются от рамок-ловушек по причине их не слишком высокой эффективности. О мелких торговцах и говорить нечего: дорого, даже простейших магнитов не ставят. По мнению многих экспертов, эту проблему надо решать в области моды и воспитания.

Главная роль в популяризации шоплифтинга в России принадлежит соцсетям. С их помощью очень легко похвастаться своей «крутизной» перед сверстниками, отсюда берется и мода. «В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками, и, поэтому, если ребенок попадает вот в ту среду, где это престижно, он становится конформистом, а в подростковом возрасте большинство из нас конформисты: страшно выпасть из социальной среды, страшно остаться без друзей, которые тебя будут поддерживать», — говорит Ирина Морозова, завкафедры психологии МОУ «Институт Верхневолжья».

С ее точки зрения, массовый и модный шоплифтинг можно победить тем же оружием: «пабликами» и сообществами в Интернете.

Культуре шоплифтеров в соцсетях нужно противопоставить контркультуру. Рассказывать с помощью соцсетей, что это не престижно, или, на подростковом языке, «чмошно», «отстой». Ты социализируйся, сумей себе на это заработать, вот это — круто, а красть — это психология люмпенов, говорит психолог.

Кто этим будет заниматься — большой вопрос. Государство занято решением более глобальных проблем, а торговые сети предпочитают бороться с воровством автоматикой да закрытием тематических «пабликов», воспитание подрастающего поколения не в их компетенции и интересах.