Один из бывших руководителей федерального движения «Стоп-Хам» чеченец Ислам Исмаилов открыл новый проект «Стоп харам», в рамках которого борется за соблюдение единоверцами законов шариата — то есть за чистоту религиозной совести и нравственные ценности мусульман.
Первый ролик проекта «Стоп харам» был опубликован на YouTube телеканале об исламе и мусульманах «Алиф ТВ» и посвящен нравственной обстановке в окрестностях Ярославского вокзала Москвы.
«Ас-саляму алейкум, меня зовут Ислам, сегодня мы на Площади трех вокзалов, здесь сотни тысяч людей и эти сотни тысяч людей видят, как наши единоверцы, коими они себя называют во всяком случае, нарушают нормы морали, нравственности, религиозные нормы: пьют алкоголь, мешают людям, пугают их зачастую. Мы приехали сюда для того, чтобы убедить их в будущем так не делать, призвать к религии Аллаха и к соблюдению норм общечеловеческой морали», — поясняет Ислам Исмаилов зрителям.
В отличие от автохамов, которые регулярно угрожают активистам расправой и даже бросаются в драку, перечить крупному бородатому Исламу и его крепкой группе поддержки никто из встречных любителей харама не решился. Напротив, они разговаривают очень вежливо и даже обещают «умереть за ислам».
Правовую поддержку Исмаилову оказывает работающий в Москве адвокат из Татарстана Руслан Хайбулов. Он оценивает примеры распития алкогольных напитков и курения в общественных местах с точки зрения административного кодекса РФ.
О том, как немусульманам можно расценить новое движение, «Ридус» поинтересовался у исламоведа, профессора Московского государственного лингвистического университета Романа Силантьева.
По словам эксперта, инициативу Исмаилова можно назвать примером «джихада словом», который согласно исламским традициям, предшествует «джихаду меча» и означает борьбу за мусульманскую веру мирными средствами убеждения.
«Можно по-разному оценивать эту инициативу, у нас есть пример шариатских патрулей в Великобритании, правда они предписывают соблюдать шариат всем, даже немусульманам. Если человек в рамках закона беседует с единоверцами, то лично я в этом проблемы не вижу. А вот если начинаются попытки общественников подменить собой правоохранительные органы, присвоить полномочия государственных органов, то это уже не очень хорошая вещь», — считает Силантьев.
Тот факт, что джихад в данном случае ведется активистами не против «неверных», а в отношении своих единоверцев, сути дела не меняет, однако все равно грозит российскому обществу всплеском исламофобских настроений, замечает ученый.
Харамом, пояснил Силантьев, в исламе называют все запретное, в том числе непригодную к употреблению по религиозным соображениям пищу, вещества, одежду и другие вещи, а также поступки.