Акт передачи с трудом заработанных наличных денег уже давно ассоциируется с болью. И ранние исследования также показывали, что потребители обычно тратят меньше, когда используют для оплаты кэш, а не платежные карты. Этот феномен объясняли тем, что купюры дают ярче выраженную физическую осязаемость расходов, чем кусок пластика.
Было доказано, что использование наличных денег реально активизирует болевой центр в мозге. И еще было обнаружено, что мобильные платежи (например, с помощью телефона или смарт-часов) влияют на расходы так же, как банковские карты: то есть в среднем повышают уровень трат.
Однако более поздние исследования показали, что разница в ощущениях и размерах транзакций между наличными и безналичными платежами постепенно ослабевает. Это может быть связано с тем, что потребители все больше привыкают к безналичным способам оплаты.
Другой причиной могут быть уведомления о расходах и остатках на счете, которые высвечиваются на часах или телефоне после оплаты. Одно исследование показало, что такие сообщения могут вызывать боль от оплаты, как это было с наличными. То есть потребители, которые получают уведомления о своих цифровых платежах, теперь склонны тратить меньше.
Использование наличных денег сокращается во многих странах. Один из лидеров в этом плане Швеция. В исследовании, результатами которого поделилась Карин Ренкрона из Лундского университета в статье для The Conversation, молодые шведские потребители в возрасте от 20 до 26 лет вели дневник своих платежей. Многие из них рассказали, что, расплачиваясь наличными, не замечали, как это влияет на их средства в целом, поскольку такие траты не отражалось в истории их транзакций или активности на счете. Не было оповещений и на их телефоне.
Шведская крона
© flickr.com/David J
А вот при оплате с помощью мобильных приложений движение средств было заметнее и мгновенно отображалось на экране, позволяя потребителям отслеживать свои покупки и баланс счета.
Некоторые участники исследования говорили что-то вроде: «Я редко пользуюсь наличными, только если получаю их в подарок. Тогда я стараюсь избавиться от них как можно скорее», «У меня в кошельке есть наличные, но я никогда не думаю о том, чтобы ими воспользоваться», «Я так плохо слежу за наличностью, что для меня это как бесплатные деньги, потому что они не появляются на моем банковском счете».
Подобные комментарии указывают, что для молодых людей безналичные деньги становятся более реальными и «осязаемыми», чем кэш. Это говорит о том, что боль от оплаты влияет на поколения по-разному, в зависимости от привычек и технологий.
Многие магазины, особенно в развитых странах, полностью отказываются от принятия наличных. Но подобное непринятие купюр и монет может означать, что они упускают возможность для продаж, когда молодые потребители хотят «избавиться» от своих наличных.
Пока что наличные в конверте все еще остаются традицией рождественских подарков для молодых людей от старших друзей или родственников. Но, возможно, подарок в виде цифровых денег может быть более уместным, если даритель хочет, чтобы он воспринимался как «настоящие» деньги.