Пилоты и бортпроводники европейских авиакомпаний все чаще испытывают давление, работая сверхурочно и скрывая признаки усталости в ущерб безопасности. К таким тревожным выводам пришли ученые из Гентского университета в Бельгии. Их исследование с участием 6,9 тысяч работников отрасли показало, что сокращение расходов и погоня за прибылью в авиакомпаниях «систематически ослабили» безопасность, а многие измотанные сотрудники слишком запуганы, чтобы оспаривать решения руководства.
В отчете говорится, что пандемия COVID-19 ускорила ухудшение условий труда, сообщает The Guardian. Целое поколение старших пилотов покинуло отрасль, уступив место молодым, более дешевым и гибким работникам, которые с большей вероятностью соглашаются на нестабильные контракты, снижающие их способность поддерживать высокие стандарты.
Более половины респондентов заявили, что опасаются отклонять решения руководства, которые кажутся потенциально небезопасными. Около 30% пилотов заявили, что иногда неохотно принимают решения, связанные с безопасностью, из-за страха возможных негативных последствий для своей профессиональной карьеры. В аналогичном опросе 2014 года 82% пилотов заявили, что чувствуют себя способными игнорировать указания начальства.
Бортпроводники, в свою очередь, пожаловались, что их принуждают продавать на борту парфюмерию и алкоголь, что противоречит их роли в обеспечении безопасности и благополучия пассажиров. «Это создаёт конфликт ролей, психосоциальное напряжение и правовую неопределённость», — пишут авторы исследования Ив Жоренс и Лиен Вальке.
Участники исследования говорили о «модели швейцарского сыра»: в системах безопасности систематически появляются дополнительные дыры по финансовым причинам, и в результате отсутствие несчастных случаев зависит от случая и удачи, а не от надежной защиты.
В связи с растущим доминированием лоукостеров и восстановлением объёма авиаперевозок после пандемии экипажи вынуждены работать дольше и реже отдыхать. В результате, по данным исследователей, 42% всех членов экипажа утверждают, что руководство ставит соблюдение графика выше безопасности.
Усталость — постоянная проблема, и сотрудники часто не могут попросить об отдыхе, даже если утомлены или плохо себя чувствуют. Почти каждый третий пилот и почти половина бортпроводников признались, что иногда не решаются объявить себя негодными к полёту.
Ещё одна серьезная проблема — стремление компаний нанимать людей на условиях краткосрочных контрактов или самозанятости вместо штатного трудоустройства. Это помогает сократить расходы перевозчиков, но ухудшает условия работы для персонала. Особенно характерна такая ситуация для молодых сотрудников и стран Восточной Европы.
По словам авторов исследования, интенсивность работы по сравнению с десятилетием ранее возросла из-за цифровизации, автоматизации и увеличения пассажиропотока, в результате чего у экипажа остается меньше времени для эффективного выполнения своих задач.
«Условия труда — это уже не просто социальная проблема. Без справедливой и стабильной занятости мы не сможем поддерживать безопасный и устойчивый европейский авиационный сектор», — подытожил Йоренс.