Экономика

Исследование: США стали главным бенефициаром китайских кредитов

0 2932

Вашингтон годами предупреждал страны об опасности китайских кредитов. Однако за последние два десятилетия США сами стали их крупнейшим получателем в мире. К такому выводу пришла исследовательская лаборатория AidData в Университете Уильяма и Мэри в Вирджинии, которая собрала самую обширную на сегодняшний день общедоступную базу данных о зарубежной кредитной деятельности Китая.

Результаты исследования показывают, что в период с 2000 по 2023 год правительство или предприятия с преобладающим государственным участием в Китае одолжили 2,2 триллиона долларов США более чем 200 странам.

И во главе этого списка получателей находятся США.

По словам исследователей, этот вывод противоречит распространенному мнению о том, что китайское финансирование в основном направлялось в развивающиеся страны, например, в рамках флагманской инфраструктурной инициативы китайского лидера Си Цзиньпина «Один пояс, один путь».

Вместо этого, по данным AidData, более трех четвертей зарубежных кредитных операций Китая в настоящее время финансируют проекты и мероприятия в развитых странах и используются для развития критически важной инфраструктуры, добычи полезных ископаемых и приобретения высокотехнологичных активов, имеющих решающее значение для целей национальной безопасности Китая.

Поддержка или ловушка?

Китай превратился в крупнейшего официального кредитора в мире, стремясь позиционировать себя как надежного финансового союзника для развивающихся стран. В то же время, Пекин жестко критикуют за то, что его действия обременяют страны непосильным долгом. Китай эти обвинения отвергает. Некоторые аналитики также выступили против теории о долговой ловушке.

По данным AidData, США получили от Китая более 200 миллиардов долларов на почти 2500 проектов и мероприятий, которые можно найти почти в каждом штате страны.

© unsplash.com/Andrew D

Более половины этого кредита было предоставлено в виде поддержки корпораций ликвидностью. Это вид финансирования, при котором китайские кредиторы — часто как единое целое в синдикате многих международных финансовых институтов — открывают кредитные линии для крупных компаний, нуждающихся в наличных средствах.

Подобные сделки являются обычной корпоративной практикой и способом зарабатывания денег для банков, и не предоставляют китайским фирмам долю в компаниях или контроль над заемщиками, в число которых входят компании из списка Fortune 500.

Однако исследователи обнаружили, что китайские государственные структуры также с 2000 года финансировали приобретение американских высокотехнологичных компаний и инфраструктуру, включая проекты СПГ, энергетические трубопроводы, линии электропередач и терминалы аэропортов.

Далее везде

В последние годы транзакции, затрагивающие чувствительные секторы, становятся все более сложными в США, поскольку регулирующие органы ужесточили контроль на фоне растущей обеспокоенности Вашингтона по поводу последствий финансовой деятельности Китая в Америке для национальной безопасности. Как выяснила AidData, китайские компании переориентировались на другие страны с высоким уровнем дохода, где проверки менее строгие.

По данным AidData, за 24-летний период исследования Великобритания получила 60 миллиардов долларов США, а государства-члены ЕС — 161 миллиард долларов США.

Как и в случае с США, в последние годы в Великобритании и Европе наблюдается повышенное внимание и предупреждения относительно уровня китайских инвестиций, особенно в критически важную инфраструктуру.

«Мы не утверждаем и не верим, что все это кредитование США служит какой–то грандиозной геополитической или геоэкономической стратегии. Часть этих операций на самом деле направлена только на получение прибыли. Просто в финансовом секторе Китая доминирует государство», — сказал CNN исполнительный директор AidData Брэдли Паркс.

Однако, добавил он, определение того, какие транзакции являются «безопасными, а какие — нет», представляет собой ключевую задачу для регулирующих органов и должностных лиц национальной безопасности.

«Соответствует политике»

Исследователи AidData обнаружили «растущую согласованность между трансграничной кредитной деятельностью Китая и политическими приоритетами партии и государства, включая те, которые связаны с национальной безопасностью и экономической политикой», говорится в отчете группы.

В частности, согласно результатам исследования, инициатива «Сделано в Китае 2025» оказалась связана с изменением приоритетов в сфере исходящего кредитования. Правительственный план, опубликованный в 2015 году, был призван стимулировать развитие Китая в области передовых технологий, особенно в таких секторах, как робототехника и автоматизация, аэрокосмическая промышленность и вычислительная техника.

По словам Паркса, это позволило китайским компаниям приобретать стратегически значимые активы, используя государственный капитал для покрытия дефицита собственных средств. Он также отметил, что в богатых промышленно развитых странах «нет реального аналога» подобной практике.

Китайские государственные кредиторы также сыграли свою роль в обеспечении повсеместного доступа Пекина к важнейшим полезным ископаемым, необходимым для производства высокотехнологичных товаров. В период с 2021 по 2023 год они одобрили более ста кредитных обязательств на общую сумму 14 миллиардов долларов для зарубежных операций по добыче таких ископаемых по всему миру.

По мере того, как Пекин сосредоточился на стратегических секторах, а его банки стали кредиторами богатых западных компаний, общая доля зарубежных кредитов и грантов для стран с низким и средним уровнем дохода также сократилась. Согласно результатам исследования, если в 2000 году на них приходилось около 88% этой деятельности, то сейчас — всего 24%.

От насмешек к соперничеству

По словам Паркса, еще одно изменение касается того, как западные правительства оценивают стратегию китайского правительства.

Конкуренты Китая в G7 в ответ на это вносят серьезные коррективы, которые когда—то были немыслимы — например, сокращают бюджеты на зарубежную помощь в целях развития, ликвидируют иностранные агентства по оказанию помощи, наращивают трансграничное кредитование на льготных условиях и приобретают доли в важнейших инфраструктурных активах за рубежом, говорится в отчете.

При второй администрации Трампа США значительно сократили американскую программу международной помощи, однако в Вашингтоне предпринимаются попытки значительно расширить бюджет Международной корпорации финансирования развития США и ее возможности по выдаче кредитов странам с высоким уровнем дохода.

Дональд Трамп. © wikipedia.org

По словам Паркса, не так давно «подход Пекина к международному кредитованию и предоставлению грантов был источником презрения или насмешек, а не вдохновения или подражания для политиков стран G7. Теперь все перевернулось с ног на голову, а США и их союзники действительно сосредоточены на конкуренции с Китаем на его условиях.