Общество

Источник вдохновения кремлевских политтехнологов

9 284

Нужно всегда быть объективным. Протестное движение проигрывает информационную войну кремлевским политтехнологам раз за разом. После «уверенной победы национального лидера в 1-ом туре» обвинения оппозиции в стремлении развалить «великую страну» пошли на убыль. Кремлевские политтехнологи сменили тактику и теперь по полной используют шумиху вокруг проведенного в ХХС «панк-молебна», а также принятия в Санкт-Петербурге закона о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних.

Представители оппозиции дружно идут в расставленные ловушки, наивно пытаясь объяснить общественности о несообразной поступку жесткости наказания по отношениям к участницам группы «Pussy riot» или робко заявляя о недоработках в тексте закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Этого только Кремль и ждет. С помощью подконтрольных СМИ до среднестатистического обывателя все настойчивее доносится мысль о том, что оппозиция является скопищем врагов православия, поборников «содомии» и педофилов. Невнятные протестные акции оппозиции последнего времени только усугубляют ситуацию.

Для того, чтобы разобраться в причинах эффективности кремлевской пропаганды и выработать ей эффективное противодействие, необходимо обратиться к истории.

Издавна вражеские стороны старались очернить либо высмеять своих противников. Качественно иной уровень пропаганде положила Великобритания, создавшая в августе 1914 года Бюро военной пропаганды (War Propaganda Bureau). Основными задачами Бюро были поднятие духа среди населения страны, а также создание негативного образа врага (прежде всего Германии) в глазах мирового сообщества. В штат WPB были зачислены десятки известных британских писателей (среди них Герберт Уэллс, Артур Конан Дойл и др.), выпускающих всевозможные книги, брошюры, статьи и памфлеты на заданную тематику. Своеобразной вершиной деятельности Бюро явился т.н. Bryce-Report, в котором «Комитет по предполагаемым немецким зверствам (Committee on Alleged German Outrages) - приводил «свидетельства беженцев» (позже не нашедшие исторических подтверждений) о зверствах немецкой армии на территории Бельгии. Описываемые в отчете «зверства» были составлены в лучших традициях бульварной прессы (изнасилования десятков бельгийских девушек на рыночной площади Люцерна, насаживание бельгийских младенцев на штык, вырезание глаз мирным гражданам, отрубание детям рук и т.д.) и потрясли общественность во всем цивилизованном мире. Легенды об организации немцами «трупной фабрики» по производству мыла также появились в недрах британской пропаганды еще во время первой мировой войны.

В 1916 г. прошли выборы президента в нейтральных США, на которых победил и остался на второй срок демократ Вудро Вильсон. Поскольку Вильсон (под лозунгом «Он спасает нас от войны») победил в сложной борьбе Ч. Хьюза, обвиняя соперника в вынашивании секретных планов по втягиванию Америки в европейскую войну, то после вступления США в войну в апреле 1917 г. недоуменным избирателям пришлось объяснять о причинах столь кардинальной смены внешней политики. В том же месяце была образована аналогичная британской структура по военной пропаганде – Комитет информации (Committee on Public Information), основной целевой аудиторией которой, по указанным выше причинам, стали граждане США. CPI действовала с американским размахом, привлекая к процессу голливудских фильмопроизводителей и звезд кинематографа (Чарли Чаплин и др.) Именно тогда, кстати, и зародилась концепция Америки как «защитника демократии во всем мире», до сих пор эксплуатируемая США.

Пропаганда же Германии и Австро-Венгрии строилась прежде всего на героизации собственных солдат и высмеивании противников. Эффект от такой кампании был невелик, поскольку достаточно быстро у общественности стали появляться вопросы по поводу того, почему же «смехотворный» противник сопротивляется так долго. Пропаганда Антанты, наоборот, праздновала полную победу – в глазах мировой общественности первая мировая война превратилась в конфликт между цивилизованным миром и варварами.

В годы второй мировой войны ведомство по пропаганде было вновь открыто в Великобритании под названием Министерство информации (Ministry of Information), которому наряду с другими СМИ была подчинена ВВС. Джордж Оруэлл, работавший с 1941 – 1943 г.г. в ВВС и занимавшийся вопросами пропаганды, впоследствии описал свои впечатления в известном романе «1984», переименовав MoI в Министерство правды.

Кремлевские политтехнологи в своей деятельности действуют в полном соответствии с правилами британской пропаганды. На фоне беспрестанной демонизации оппозиции (наймиты Госдепа, враги православия, защитники педофилов и т.д.) все глубокомысленные рассуждения оппозиционеров о необходимости либерализации политической системы выглядят просто нелепо.