Это рассказ про крохотный городок Судиславль, что в 50 километрах от Костромы по дороге Галич — Кострома.
Вид на Судиславль с холма Спасо-Преображенского монастыря
Этот городок мы могли бы и проскочить мимо, к тому же выглядит он более чем уныло и бедно, даже на фоне общей неустроенности Костромской области. Однако у Судиславля довольно выдающаяся история и неординарная архитектурная застройка. Но это можно понять, только вникнув в городок. А многие пролетают мимо и даже не останавливаются.
Купеческие дома на центральной улице Судиславля
По одному из преданий, Судиславль основан сыном Владимира Крестителя — Судиславом. Он основал северную крепость на границах тогдашней Киевской Руси. Молодой князь заложил новую крепость, наладил торговые связи с соседями.
Уже через год князь Владимир передал Судиславу на княжение Псков. Юный князь, покидая навсегда расширившийся город, оставил в нем своего наместника.
Добрая память о первом князе сохранилась в названии города. Судьба князя сложилась трагично. После тридцатилетнего правления в Пскове князь Ярослав посадил младшего брата Судислава в земляную яму, опасаясь его соперничества.
По логике вещей, таким образом, Судиславль должен иметь точку основания в самом начале XI века. Однако первые письменные упоминания содержатся в солигаличском Воскресенском летописце в 1360 году, когда при Судиславле отмечено крупное сражение дружин галичского и костромского князей.
А это находящийся в плохом состоянии особняк купца Третьякова
В 1550 году город назван в Судебнике Ивана Грозного, а позднее — в его завещании. Под Судиславлем получали поместья царские опричники.
Особняк XIX века в Судиславле Костромской области
Судиславль обладал приличной деревянной крепостью на горе Баран, где сейчас, так сказать, пригород городка, а также был окружен природной крепостью в виде болот. Вследствие чего и татары, и поляки, и другие завоеватели просто старались не связываться с городком.
В 1613 году Михаил Романов, ставший претендентом на царский престол, укрывался здесь от врагов, как внутренних, так и польско-литовских интервентов. В этих местах совершил свой подвиг Иван Сусанин, заведя отряд поляков в болотную топь, и здесь же позднее великий русский композитор Глинка написал оперу «Жизнь за царя».
Торговые ряды 1893 года в Судиславле
Носит Судиславль и не совсем приятную славу. В XVIII—XIX веках город стал одним из крупных центров старообрядчества, да не простого, а «федосеевского» варианта. С самого своего выделения из числа старообрядцев федосеевцы отличались непримиримостью к государству и строгим аскетизмом.
Они отрицали моление за царя на имя, а также сомнительный «безсвященнословный брак», так как считали, что наступило царство Антихриста и продолжение рода человеческого преступно. Федосеевцы имели убеждение в совершенной испорченности российского государства, не разрешали служить в церкви замужним и женатым.
Со второй половины XVIII столетия федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, выражавшим в первую очередь настроения и интересы выходцев из деревни, вовлеченных в новые, капиталистические отношения. Однако радикализм и чрезмерный аскетизм привели федосеевцев к кризису.
Торговые ряды 1893 года
Во второй половине XIX столетия федосеевцы перестали играть руководящую роль в беспоповстве и постепенно превратились в достаточно закрытую, замкнутую религиозную организацию, терявшую связи с православием и православными.
Антигосударственная деятельность федосеевцев привела не только к ликованию от отречения и убийства Николая II и падению империи, но и коллаборационизму во Вторую мировую, где в районе Гатчины на стороне немцев воевало целое подразделение религиозных радикалов — федосеевцев.
Одним из наиболее известных приверженцев, по сути дела, секты того времени был купец Н. А. Папулин. Он слыл «едва ли не главным собирателем и торговцем древними иконами», всю свою жизнь прожил в родном Судиславле, много жертвовал на благотворительные дела, благодаря чему власти закрывали глаза на нарушение им закона, направленного против старообрядцев.
Однако в 1846 году состоялся арест: принадлежавшая ему богадельня, на деле оказавшаяся старообрядческим монастырем на окраине Судиславля, была опечатана.
В XVIII—XIX веках в Судиславле бурно развивалась промышленность: полотняные, кожевенные, табачные, деревообрабатывающие предприятия. Но главным был грибной промысел.
Продажа грибов приносила колоссальные доходы местным купцам, продукты сельского хозяйства вывозились в столицы. С начала июля, когда начинался обычно сбор грибов, в селах вокруг Судиславля нельзя было сыскать живой души, потому что местные жители, заколотив дома, уходили на грибные заработки в лес. К этому времени сюда из столичных городов являлись скупщики.
На опушках лесов разбивались целые лагеря, устанавливались огромные котлы, в которых варили и мариновали грибы.
Как отмечали современники, в грибных местах вряд ли можно найти более выгодный промысел. Ведь даже небольшая семья за две-три недели сбора зарабатывала не менее полутораста рублей — сумму, весьма немалую для крестьянского обихода.
Благодаря промышленному и грибному подъему городок был застроен качественными деревянными и каменными домами, которые сохранились и поныне. Местный купец Третьяков построил в городе целые улицы, включая и свой выдающийся по меркам провинции особняк, который сейчас находится в довольно жалком состоянии… Он есть на моих фотографиях.
Собствено, те самые дома XVIII−XIX веков и есть главные достопримечательности Судиславля. Они находятся на центральной улице. Там же стоят двухэтажные торговые ряды 1893 года. Раньше их украшали механические часы. Ряды состояли из 36 лавок, деревянных балаганов, ларей и столов, весов. Сейчас в этом здании расположен универмаг. Там же торчит Ленин с коленками внутрь и неестественно сжатой рукой.
Центральную улицу венчает красивый Спасо-Преображенский собор с шатровой колокольней. Церковь эта построена в 1758 году на высокой искусственной насыпи. Когда мы приехали, храм не работал, зато на одном холме с ним располагался единственный частный деревенский дом, подвыпивший хозяин которого врубил на всю округу какую-то дикую итальянскую эстраду 70-х.
Вход в Спасо-Преображенский собор
К сожалению, от былого купеческого флера города не осталось ничего. Городок выглядит захолустно, хотя и не нище. Еще раз возвращаемся к одной из многих претензий к большевикам и Советскому Союзу, умудрившемуся богатые и исторические до революции городки превратить в обыкновенные рабочие посады.
Спасо-Преображенский собор. 1758 год
Но если будете проезжать мимо, то непременно остановитесь в Судиславле и потратьте полчаса на его осмотр. Оно того стоит, даже несмотря на нынешнее состояние.