Раменье — это симпатичная деревня в Дмитровском районе Подмосковья. Ее украшением является совсем не деревенский Вознесенкий храм, видный с дороги и из каждой точки поселения. Собственно, блистательный собор и привлек мое внимание по возвращении из ставшей уже знаменитой деревни Дрочево обратно в Москву. Как всегда, оказалось, что деревня Раменье еще имеет интересную историю! Оказывается, именно в этих местах много веков процветало туфельное производство.
Здесь жили и работали самые настоящие туфельных дел мастера. В книге историка Дмитровского района М. Н. Тихомирова про деревню есть следующие строки: «Раменье Повельского стана. В первой половине ХVI века принадлежало Медведевой пустыни, носило название „деревня, что было село Новое Раменье, Санное тож“. Село Новое Медведевой пустыни известно уже с 1562 года, когда оно насчитывало три двора крестьянских, два непашенных двора и монастырский двор, к нему приписано было много деревень».
Рамением в старину называли густой лес в соседстве с пашней. В Раменском кусте значилось несколько довольно богатых деревень: Караваево, Быково, Борцово, Дрочево, Карамышево. Все они так или иначе были связаны одним промыслом — изготовлением модельной обуви. Идеально пошитые из натуральной кожи мужские и женские туфли и сапоги пользовались большим спросом во всей России. В Раменье устраивались пышные ярмарки для привлечения торговых людей. Башмачная артель имела неплохой авторитет и за рубежом. Знатные дамы любили щеголять на балах в раменских туфлях.
В XIX веке в Раменье заложили каменный храм Вознесения Господня. Он строился на средства прихожан, которые были весьма зажиточны, ведь башмачное ремесло достигло в то время наивысшего расцвета. На ее месте изначально существовал деревянный храм с двумя боковыми приделами в честь Ильи Пророка и великомученицы Параскевы. Центральный придел был посвящен Вознесению. В 1860 году каменный храм был освящен и обнесен оградой. Церковь могла вместить одновременно до двух тысяч прихожан! В деревне!
В 1932 году храм колхозники разорили и разместили в нем склад химикатов, которые серьезно повредили кирпичные стены и фундамент. Вместо прекрасной керамической плитки настелили деревянные полы и играли в святом храме в волейбол. После того как храм разорили и осквернили, его внутренние стены покрыли побелкой. Потратили огромные деньги, чтобы скрыть под известью уникальную орнаментальную живопись, выполненную талантливыми мастерами. Но в храме произошло чудо — часть фресок через некоторое время проявилась сквозь побелку. Утраченные иконы уже в наши дни пришлось восстанавливать на Софринской фабрике.
В 30-е годы в округе появились колхозы, которые занимались животноводством и полеводством. В Раменье министерство сельского хозяйства СССР решило организовать один из крупнейших в Подмосковье животноводческих комплексов. Совхоз «Зареченский» имел тогда дойное стадо более пяти тысяч голов. Для привлечения людей в Раменье началось активное строительство рабочего поселка: коттеджей для колхозников, магазинов, больницы, сельского клуба. Но с началом перестройки дела здесь пришли в полный упадок. Дойное стадо сокращалось, зарплату людям не платили. К концу 90-х годов государство полностью отказалось от финансирования сельского хозяйства. Совхоз «Зареченский» обанкротился.
Теперь на месте бывшего животноводческого комплекса, гремевшего своими успехами на всю страну, местные предприниматели открыли пилораму. Жизнь в Раменье после банкротства совхоза замерла. Сельчане, бывшие работники предприятия вместе с работой потеряли веру. Кто спился, кто занялся бизнесом, а кто и вовсе уехал из этих мест. Сейчас в Раменье нет ни башмачников, ни колхоза. Правда, поля за последние 5—7 лет начали снова окультуривать.
Рядом с деревней их немного, но дальше по дороге на Дмитров огромные засеянные поля тянутся с обеих сторон дороги. В самом Раменье сохранились дома дореволюционной постройки, которые живописно смотрятся рядом с храмом. Храм полностью восстановлен, и в нем идут службы. Население Раменья сильно разбавлено москвичами, которые построили здесь хорошие дома. Кстати, здесь работает даже своя небольшая больница. К сожалению, рядом с храмом в советскую общагу заселили толпу мигрантов, которые, предположительно, работают на тех самых полях.