Путешествия Фоторепортаж

Историческое фотопутешествие в зимний Херсонес Таврический

3 2080

Херсонес Таврический в пределах современного Севастополя воспринимается некоторыми как сакральное место, определенное недавно Путиным.

Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсоне́с (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсо́н, в генуэзский период — Сарсона, в летописях Древней Руси — Корсу́нь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Единственный античный полис Cеверного причерноморья, городская жизнь в котором непрерывно поддерживалась вплоть до конца ХIV века.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Другими — как место стоянки ракетных катеров. Третьими — просто как какой-то там хер. На самом деле — Херсонес и то, и другое, и даже третье, вместе с последующими десятками пунктов.

На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Находящийся у Карантинной бухты, греческий Херсонес был основан греками в 529/528 годах до нашей эры выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Чёрного моря.

Херсонес был основан в 422/421 годах до н. э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской. Существует также версия о наличии более раннего поселения. Заложенная у нынешней Карантинной бухты, колония вскоре осваивает Гераклейский полуостров, а затем и территории северо-западного Крыма, поделив к IV веку до н. э. Крым с Боспором.

© Андрей Малосолов/facebook.com

В городе было богатое производство, в домах был водопровод и канализация. Все эти века греки вели торговлю и бесконечно воевали со скифами, гуннами, караимами, греками и византийцами, турками и татарами.

Да, это тоже часть Херсонеса. Но именно на этом мысу Кот Базилио и Лиса Алиса играли эпизод с поиском монеток Бурратино.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Сюда зашла Орда и разорила все вокруг. Сюда зашел даже литовский князь Ольгерд и привычно разрушил все вокруг; этот его поход дал основания считать польско-литовское государство владельцем земель от северных до южных морей.

Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I.

К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов. В 25 году до н. э. Август дарует Херсонесу «свободу» от Боспорского царства.

© Андрей Малосолов/facebook.com

С Херсонесом связана история завоевательных походов русских полководцев.

Князь Владимир, не тот, которого сыграл Данила Козловский, а настоящий, боевой, свирепый и сильный, здесь принял христианство, добиваясь руки византийской княгини Анны, и добившись и того, и другого в 988 году, начал мечом, огнем, добром и скипетром распространять христианство среди русичей.

Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Контроль над черноморскими владениями в Халдии, Пафлагонии и Херсоне захватила Трапезундская империя. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами Причерноморья стали турки-сельджуки, подчинившие себе всю транзитную торговлю. В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана; южный берег полуострова подвергся нападениям турок-сельджуков. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (современная Феодосия), Солдайю (современный Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (современная Балаклава).

© Андрей Малосолов/ facebook.com

Несмотря на поражения от Ольгерда, сформировавшийся крымско-татрский этнос стал активно обживать Крым. Вторжения татарских орд окончательно доконали и Херсонес, и Кафу (Феодосию), и другие ранее греческие, а потом византийские и генуэзские колонии.

еках херсониты смиренно наблюдали угасание жизни родного города. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы. Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.

© Андрей Малосолов/facebook.com

В XV веке город окончательно «крякнулся» и новую жизнь херсонесские развалины получили после основания Севастополя в 1783 году.

В 1827 году, по распоряжению главного командира Черноморского флота и портов А. С. Грейга, были проведены первые раскопки с научными целями на месте погибшего Херсонеса, при которых было открыто три храма. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов позапрошлого века под руководством генерала К. Е. Геммельмана.

Но наибольший вклад в дело реконструкции по мнению севастопольцев внес легендарный поляк на службе России К. К. Косцюшко-Валюжинич.

Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными. В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. В XVI веке польский посол Мартин Броневский пишет о Херсонесе: Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью. Во всю ширину полуострова, от берега до другого, ещё и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие из тёсаных огромных камней. Этот город стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Дома лежат во прахе и сравнены с землёй…

© Андрей Малосолов/facebook.com

12 лет назад главы государств России и Украины выделили большие деньги на воссоздание главного кафедрального собора города, который станет главным собором Севастополя.

Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православный храм Московского Патриархата на территории Херсонеса Таврического. По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Влади́мира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе (греч.), или Корсуни (слав.), руины которого являются на сегодняшний день объектом культурного наследия Российской Федерации, а также — главной достопримечательностью и местом археологических исследований федерального музея заповедника «Херсонес Таврический» в г. Севастополе. В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события. Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель. А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны.

© Андрей Малосолов/facebook.com

Те, кто считает, что возвращение Крыма в состав России невыносимым бременем, просто не видел, какое количество людей посещает это местечко, платя по 100 рублей за вход. 

Зимой то народу прилично, летом же не протолкнуться и вовсе. Думаю, что Севастополь станет не просто самоокупаемым городом, он станет еще кормить весь Крым на одном чистом туризме. Ибо, как я говорил ранее в своих #Крымскиедневники только в одном Севасе около тысячи памятников, связанных ТОЛЬКО с военной историей России и СССР, не считая древних и супер древних памятников.

© Андрей Малосолов/facebook.com

© Андрей Малосолов/facebook.com