Перед поездкой в Ивановскую губернию, готовясь к решающему броску в искомые земли, я решил проехаться по уже давно знакомому Егорьевскому району Московской области.
Тут же недалеко находятся такие красивые и старинные русские города, как Зарайск, Коломна, Луховицы и Кашира, про которые я уже рассказывал в одном из своих материалов.
Деди́ново (вариант названия: Дедново) — село в Городском округе Луховицы Московской области. Село расположено на реке Оке, в 12 км от Луховиц и 135 км от Москвы. Церковь Троицы Живоначальной в Дединово, 17 век. Храм со своим причтом в восточной части села, построенный на средства Н. Ф. Шустова. Пятиглавая церковь с трапезной, боковым приделом и колокольней, богато декорированная в духе московского барокко. В расширенной в 1808 трапезной помещались Успенский и Никольский приделы. Закрыта в 1930-х, заброшена. Возвращена верующим в 1989 в тяжелом состоянии, ремонтируется.
На этот раз навигатор повел меня не привычным путем — через городок Белоомут и его паромную переправу на Оке, — а через Луховицы, поселок Дединово и его паромную переправу. Там пришлось застрять надолго.
Паром, когда я подъехал, только отошел на ту сторону, потом долго забирал машины и людей обратно, долго шел в нашу сторону и долго грузился. А потом ожидал луховицкого автобуса, который привозил с работы жителей Дединова и окрестных сел, в итоге продержав меня лишние полтора часа на переправе.
Дединово известно с XV века, было дворцовым селом, доставлявшим рыбу на «обиход» государя. До 1781 г. село являлось частью Пахрянского стана Коломенского уезда, принадлежало Михаилу Измайлову, который по бездетности продал часть села своему кузену Петру Ивановичу. При Алексее Михайловиче в Дединове был построен первый военный государственный корабль «Орёл», предназначавшийся для плавания по Каспийскому морю, но в 1671 году сожженный Степаном Разиным. В селе установлен памятник «Первый военный корабль России».
Помянув разными нехорошими словами «Яндекс» за предоставленные услуги и пару раз закипев, словно раздутый сапогом самовар, на середине величественной Оки я успокоился и увидел километрах в пяти от парома очень красивую церковь. Сфотографировал, выложил в Instagram с подписью «Вот, занесла нелегкая в какое-то Дединово».
Красивейшая Ока в со стороны памятника «Орлу"
А в Instagram отвечают: «Дядя, ты историю-то учил? «Какое-то Дединово!» В этом «каком-то» вообще-то построили первый русский военный корабль «Орел», еще при царе Алексее Михайловиче Тишайшем!»
Краеведческий музей в селе Дединово. «Оку не принято называть великой, хотя именно такой она была для молодого Московского государства, став главнейшей коммуникацией нарождавшегося единого российского рынка», — отмечают в книге «Дединово — село морское» ее авторы — ученые историки, краеведы Андрей Шаблин и Сергей Кочетков. Дединово, подчеркивают они, по праву удостоилось чести быть «первым отечественным адмиралтейством» — родиной первенца российского военно-морского флота — фрегата «Орел». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича — отца будущего императора российского Петра I.
Вот и знаток истории, мысленно поставил я себе «кол», на следующий день прыгнул в автомобиль и погнал обратно в Дединово. И вот где оказался…
«1667 года июня в 19-й день великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России самодержец, указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове…», — отмечается в издании «Приказные дела старых лет» (Российский государственный архив, дело об «Орле»).
Дединово — родина русского военного флота
В декабре 1667 года царь утвердил указ «О титуле царском и о государственной печати». Этот указ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба — «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ — поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках — нашивать изображения орлов.
Село Дединово встретило меня той самой церковью, которую я смутно углядел с парома. Впервые Троицкая церковь упоминается в книгах в 1647 году. Это настоящий памятник русской культуры и истории, построенный на средства дединовского купца Никиты Шустова.
Храм строила та же бригада каменщиков, которая годами ранее возвела знаменитую Солотчанскую обитель в Рязанской области. Село Дединово известно с XV века, хотя местные краеведы утверждают, что существовало оно с XIII—XIV вв.еков. Это было государево село, что выражалось в соответствующих знаках на Троицком храме.
Родовой памятник Измайлову, владельцу села Дединово.
Расцвету Дединово обязано, как это ни странно, Смутному времени. До него место славилось богатыми пастбищами и лугами, с которых выкашивали тысячи тонн сена, да бурлацким промыслом. С давних пор здесь строили струги и лодки, чинили поломанные суда. В Смутное время Дединово стало местом строительства деревянных судов для поставок хлеба в осажденную Москву по Оке.
Во времена правления Михаила Федоровича Романова, с 1613 по 1645 год, село по причине удобного речного расположения стало центром постройки судов для перевозки хлеба со всех окрестных земель, богатых пшеницей и плодородными почвами: Луховиц, Рязани, Ловцов, Белого омута (ныне Белоомут), Зарайска и Коломны.
Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот. Царю Алексею Михайловичу в марте 1667 года была подана «роспись», что еще надобно к корабельному строению, помимо уже заказанных и доставленных материалов. «63 аршин киндяку на знамя, на среднее большое дерево, 108 аршин киндяку на знамя, что живет на корме, 30 аршин киндяку на знамя, на переднее лежачее дерево, что на носу, 42 аршин киндяку на долгое узкое знамя. А цветами те же киндяки как великий государь укажет…», — указано в издании Археографической комиссии (Дополнение к актам историческим, т.5, СПб, 1853).
К началу правления Тишайшего, отца будущего Петра Первого, Дединово уже становится мощным судостроительным местом с хорошо налаженной инфраструктурой. В 1669 году по приказу Алексея Михайловича рядом с тем местом, где располагается ныне Троицкий собор — на высоком и красивом берегу Оки, — поставили новые стапели и возвели корабль нового типа — европейского.
«Орел» был 22-пушечным парусным судном и не походил на обычные боевые русские ладьи, барки и струги. Говорить, что Дединово — родина первого русского корабля, не совсем верно: русские испокон веков воевали на кораблях, торговали и путешествовали вплавь. Это родина первого русского корабля западного типа, так правильнее!
Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года царским Сибирским приказом было «…велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики» (изд. Археографической комиссии, Дополнение к актам историческим, т.5, СПб, 1853). Однако вышла проволочка, судно не было доведено до ума, и в 1668 году «Орел» зимовал на судоверфи в Дединове. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.
Судьба занесла меня в это местечко не просто так, раз открылась такая история. «Нет, это Господь тебя сюда привел», — сказала мне бабушка, будто ждавшая меня у входа в храм. Встретила с теплой улыбкой, молитвой, открыла все двери старинного храма, показала алтари в основном храме и приделах. С гордостью провела в помещение воскресной школы.
Рассказала историю села и церквей. Показала на речку Ройку, которая прямо под стенами церкви впадает в Оку: царь-батюшка распорядился вырыть целую речку под «Орла», ибо оказался он необычайно огромен. Так и провели целую протоку для спуска судна на воду.
Из сохранившихся документов следует: «23 апреля была послана «память в Новгородскую четь, и велено за 30 киндяков добрых, которые взяты на корабль и на яхту на знамена и еловчики, гостю Дмитрию Денисову дать 30 рублев, по рублю за киндяк, и киндяки капитану отданы с роспискою» (изд. Археографической комиссии, дополнение к актам историческим т.5, СПб, 1853 г).
«Орел» прожил недолгую жизнь. Его строили, чтобы охранять царские грузы, направляемые в Астрахань и Каспийское море. Спустя два года корабль был захвачен молодцами Стеньки Разина. По одной версии, судно сожгли, по другой — отогнали в протоку, посадили на мель неграмотные ушкуйники, так и угробив творение царя Алексея.
7 мая 1669 года «Орел», яхта, бот, шняки и струги сопровождения вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой — Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрейса «Три примечательных и крайне бедственных путешествий по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Тартарии, Мидии, Персии, Ост-Индии…». «За небольшой отрезок времени существования дединовской судоверфи с 1667 по март 1670 года здесь были построены еще несколько морских судов. Предназначение флотилии было в первую очередь для защиты торговых судов на Волге и Каспийском море», — написано в книге «Дединово — село морское».
Кстати, впервые на «Орле», все в том же Дединове, подняли первый русский триколор. Именно с «Орла» голландский скульптор Герман ван Боллес сделал кораблик на шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Кто-нибудь знал об этом? И это все было рождено в нынешнем тихом и сонном селе в глуши Луховицкого района, до которого добраться, хоть и стоит оно в недалеком Подмосковье, не так и просто!
Этот период стал очень важным — знаковым для государства в плане становления российской символики герба отечества и флага — своего рода точкой отсчета нового периода в жизни страны. Впервые русское судно получило название, впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг. Это главный центр села Дединово, если что. Власть, магазины, закрытое почему-то кафе.
Нынешнее Дединово — большое и добротное село с массой достопримечательностей. Помимо храма и места заложения первого военного корабля России, здесь стоит памятник «Орлу», есть соответствующее историческому месту военное училище. Природные памятники Дединова — это речка Ройка, которая превращена в небольшой канал для прогулок. А также, собственно, Ока, в этом месте широкая, красивая и величественная. В Дединове есть еще две церкви. Воскресенский собор давно находится в состоянии вялотекущего ремонта, а вот на другой стороне реки через паромную переправу можно добраться до действующей и облагороженной Казанской церкви. Еще здесь есть очень интересный краеведческий музей, в котором вам расскажут обо всех исторических вехах старинного села.
В Дединово живописная переправа через Оку. Что любопытно — бесплатная.
Но самой главной достопримечательностью Дединово, несомненно, является набережная Оки. Она находится на очень высоком берегу и особенно хороша тем, что на всем ее протяжении стоят не просто частные дома, а жилые постройки XIX и начала XX веков. Крепкие, ухоженные, с красивыми резными наличниками, они, кажется, помнят еще славные и богатые дореволюционные времена. Попадаются здесь и покосившиеся домики, и вычурные новорусские дачи москвичей, но на протяжении двух километров можно прогуливаться, изучая русскую историю. Дома XIX и даже XVIII веков сохранились и в центре села, кое-где виднеются остовы купеческих усадеб.
Остовы старинных домов 18 века.
Все это придает заурядному на первый взгляд селению неповторимый шарм. Наслаждаясь видами Оки, чистым воздухом и старинными домиками, понимаешь, насколько мало мы знаем о своей истории. Еще раз убеждаешься, что каждый русский город или небольшое селение, если покопаться и отбросить нанесенную бытовую шелуху, хранит в себе много культурных ценностей и исторических артефактов.
Большинство авторитетных ученых сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орел» в Дединово. Однако честь и право называться Родиной российского триколора, оспаривают нижегородцы. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружен в их городе. Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, фрегат «Орел» пришел в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчет о потраченных деньгах. «Сохранились старые записи Якова Полуехтова о нижегородской приемке корабля, как боевой единицы. Это своего рода бухгалтерский отчет об организации строительства корабля и о потраченных деньгах. В «отчете о добре» были перечислены: закупленная оснастка, якоря, инструменты, кормовые огни. Также в документе есть перечень работ, произведенных нижегородцами. Например, есть упоминание о пошиве из парусного полотна. Однако среди работ, которые произвели в Нижнем Новгороде, упоминаний о пошиве знамен не было», — пояснил Кочетков.
Но открытия этой небольшой поездки ждали меня не только в Дединове. О селах Любичи и Ловцы я расскажу чуть позже.