Студент истфака сотрудник археологического бюро Владимир Панин отправлен в тюрьму из-за того, что читал в метро книгу с нацистской символикой на обложке. Такой приговор вынес накануне Басманный районный суд.
В материалах к делу указано, что утром 6 мая на станции метро «Чистые Пруды» студент Панин «держал в обеих руках предмет в виде книги». Речь идет о книге «Черный марш. Воспоминания офицера СС 1938–1945» Петера Ноймана из серии «За линией фронта. Мемуары». На опасной книге изображен солдат в немецкой каске с запрещенной символикой.
Суд постановил, что студент «осуществлял публичное демонстрирование неограниченному кругу лиц — пассажирам Московского метрополитена — нацистской атрибутики». При этом судья не приняла во внимание, что Панин учится на историческом факультете и параллельно работает в Столичном археологическом бюро, а книгу изучал как исторический источник ввиду своего образования. Студент был признан виновным и отправлен под административный арест на пять суток.
Член комиссии Совета при Президенте России по межнациональным отношениям директор фонда «Историческая память» Александр Дюков в беседе с «Ридусом» раскритиковал позицию Басманного суда. По мнению историка, чтение книги «Черный марш» в метро не может рассматриваться как случай пропаганды или оправдания нацистской идеологии. Причина этого кроется на задней стороне обложки, где указано следующее:
«Молодой человек из скромной немецкой семьи, оболваненный гитлеровской пропагандой, становится убежденным нацистом. <...> С чудовищной откровенностью он описывает, как войска СС грабили население, проводили карательные операции, допросы и казни партизан, убийства мирных жителей».
«Подача в данной книге демонстративно антинацистская, в ней не оправдываются какие-либо нацистские преступления. Если полицейские разглядели изображение солдата с литерами „СС“ на шлеме с одной стороны обложки, то они могли бы разглядеть и аннотацию на другой ее стороне. Там совершенно ясно демонстрируется отсутствие любых признаков пропаганды нацистской идеологии», — утверждает историк.
Кроме того, суд по какой-то причине проигнорировал примечание к ст. 20.3 КоАП РФ, введенное специальным Федеральным законом в марте 2020 года, продолжил Дюков.
Примечание гласит, что положения статьи не распространяются на те случаи, когда нацистская символика демонстрируется в контексте негативного отношения к идеологии нацизма и когда отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской идеологии.
«Поправка к статье в 2020 году была введена неслучайно. До ее принятия под статью формально подпадали даже изображения советских солдат на Параде Победы в 1945 году, бросающих нацистские знамена к мавзолею. Чтобы подобных казусов не случалось, наш законодатель и ввел соответствующее примечание в КоАП», — отметил Дюков.
«Что случилось с полицейскими, которые решили, видимо, палку срубить на этом? — вопрошает собеседник „Ридуса“. — Что случилось с судом, который фактически „проштамповал“ решение и отправил на пять суток в заключение человека, который никогда не был замечен в пропаганде нацистской идеологии?»
По мнению эксперта, студенту Панину просто необходимо подавать апелляцию, так как решение Басманного суда является, мягко говоря, сомнительным.
«С моральной точки зрения мы сталкиваемся с абсолютным абсурдом. Мысль о том, что изображение нацистского офицера на обложке книги может каким-то образом доставить нравственные страдания окружающим, является откровенно притянутой за уши. Ни одного пострадавшего от этого изображения в суде представлено не было», — резюмировал Дюков.