Политика

История о том, как из простого вороватого аудитора сделать мученика во имя великой демократии. К годовщине смерти Магнитского

62 613

Уильям Браудер и Сергей Магнитский.

Каждая годовщина смерти Магнитского заставляет зарубежных политиков и отечественных либералов вспоминать некрасивую и грустную историю о халатности, повлекшей за собой смерть аудитора. Исключением не стал и нынешний, четвёртый год после гибели Сергея Леонидовича. Джен Псаки, представитель госдепа США, в очередной раз призвала российские власти найти и наказать. Речь о создании своего «закона Магнитского» идёт и в Евросоюзе. История мученической смерти, между тем, весьма тёмная, к защите демократии во имя добра имеет мало отношения. Чтобы не отстать от тренда, «Ридус» решил вспомнить главных действующих лиц драмы 2009-го.

Главным действующим лицом в этой истории является Уильям Браудер. Семья британца американского происхождения к России имеет самое непосредственное отношение. В Москве, например, в 1927 родился его отец, знаменитый американский математик Феликс Браудер. Дело в том, что его дед, Эрл, в течение 15 лет был генсеком американской компартии. К концу войны в идеях коммунизма Эрл Браудер разочаровался, даже партию в США пытался распустить. С затеей ничего не вышло, самому пришлось положить партбилет на стол.

Его внук Уильям вместе с ливанским евреем бразильского подданства Эдмоном Сафрой в 1996 основал «Hermitage Capital Management» для инвестиций в Россию. Попутно делалась реклама. Рецепт – тот же, что использует один яркий представитель несистемной оппозиции: защита миноритарных акционеров Газпрома, Сургутнефтегаза, РАО ЕЭС и Сбербанка. Надо понимать, интересы миноритариев заботили инвесторов в первую очередь в тех компаниях, куда вкладывались деньги фонда.

Когда в 2006 году Браудер и МВД РФ начали кидаться взаимными обвинениями, это выглядело как детский сад: а вы деньги воруете! - Сам ты вор! Вон, сколько через офшор на Кипр увёл! Ещё скажи, инвалидам помогать! – Вам, значит, можно на Кипр, а мне нельзя!?

Фактически же компании Браудера попали под пристальное внимание сотрудников правоохранительных органов значительно раньше, ещё в 2004. В 2001 году Уильям Браудер зарегистрировал несколько компаний в Калмыкии. «Социальная ответственность бизнеса» - отличный лозунг. Полезный. В калмыкских компаниях номинально были оформлены инвалиды, это – пятидесятипроцентная «скощуха» по налогам. Учредители – офшорные компании с Кипра. В соответствии с межгосударственным соглашением об избежании двойного налогообложения, налог с прибыли составлял 5%. Учитывая, что иностранные учредители вложили менее ста тысяч долларов, налоговая ставка должна бы была составлять 15%. Тогда,  4 октября 2004 года, обвиняемым стал директор ООО «Камея» Черкасов. Его обвинили в неуплате налогов на сумму 522 миллиона 595 тысяч 514 рублей. В 2005 году Браудера, видать, уже припекло, с тех пор в Россию он больше ни ногой. Оставив Магнитского блюсти корпоративные интересы, сам Браудер предпочёл бросаться обвинениями из-за рубежа. Начиная с 2006 года регулярно ошарашивает весь мир сенсационными новостями о коррупции среди российских чиновников и силовиков. Атака – лучшее средство обороны? Безусловно, в его словах, вполне вероятно, есть доля правды. Особенно любопытен факт, что с 2004 по 2007 год ФНС руководил наш любвеобильный Анатолий Сердюков. Его дальнейшие подвиги в Минобороны показывают, что в отдельных случаях Браудер вполне мог быть прав.

Тем не менее, считать, что Магнитский попал в руки суровой российской Фемиды из-за откровений шефа, в корне не верно. Одно другому не мешает. И того, и другого обвиняли во вполне конкретных преступлениях. Сергей «присел» за изобретение любопытных схем мошенничества. Молодец, умный малый, вот только мозги свои применил почему-то в криминале. Браудера российские власти безуспешно объявляют в розыск Интерпола из-за незаконной покупки акций Газпрома по внутренней цене через подставные фирмы. За это, заметьте, и в США по головке не гладят. За неуплату налогов «присаживаются» и гангстеры.

С арестом Магнитского началась новая некрасивая история: о халатности ответственных лиц и о безразличии и бесчеловечности «уфсиновцев». Из-за неоказания медицинской помощи умирает человек. И не важно, что он жулик, смертная казнь через отсутствие медикаментов у нас не практикуется. Особенно невыгодной его смерть была для наших силовиков в частности, и имиджа страны в целом.

Как бы цинично это не звучало, для Браудера смерть Магнитского, наоборот, была «подарком молодой хозяйке». Гестаповские методы, кровавая гебня, мрачные застенки и черные воронки получили новое рождение в статьях мировых СМИ. С тех пор вот уже 4 года европейские и американские политики пеняют российским властям на смерть аудитора, великомученика во имя демократии, хороший козырь. О беженце, повесившемся в голландской камере во имя той же демократии, вспоминают, почему-то, только у нас. В бизнесе, наверно, успехов не имел.

Итоги этой истории ещё подводить рано, слишком хороший из Магнитского козырь, чтобы сегодня его отправлять в снос. Пригодится. Тем не менее, последствия гибели аудитора значительны уже сегодня:

В отставку отправлены 20 высших руководителей ФСИН, 16 тюремных начальников, глава управления по борьбе с налоговыми преступлениями и начальник СК при МВД РФ. В США приняли «список Магнитского», в который попали российские чиновники и силовики. Наши обиделись, и в ответ забубенили закон «Димы Яковлева», о своём списке заговорили европарламентарии… Сергей Магнитский становится поводом для споров из-за длины гениталий правительств разных стран и сегодня. Браудер - спокойно сидит в тени великого борца за демократию. Хотите тоже стать всемирно знаменитым? Иной раз это опасно для здоровья.