Политика

История одной дымовой шашки

0 635

На этой неделе 11 декабря 2013 года в Гааге прошел суд над активистом Айо Бенесом: латвийским гражданином афрорусского происхождения, проживающим на данный момент в Великобритании. За нарушение правил пользования пиротехникой господина Бенеса осудили на шесть недель. А теперь подробнее…

Молодой человек специально приехал из Лондона в Гаагу, чтобы привлечь внимание голландцев к самоубийству Александра Долматова и в связи с этим провести акцию протеста, выразив свое недовольство нидерландскому правительству, отказавшему Александру в политическом убежище. С этой целью Айо и два, прибывших с ним из Англии, помощника (русский и болгарин) 29 ноября митинговали с плакатами у здания международного суда. Стоит отметить, что так называемые помощники не имеют никакого отношения к протестной деятельности. Это два строителя, которых господин Бенес привез с собой, чтобы они держали плакаты, пока тот выступает с речами перед прохожими.

Несложно представить, что к «российским» активистам подошли полицейские и поинтересовались, есть ли у них официальное разрешение на проведение такого мероприятия. Разрешения не было. Однако Голландия не путинская Россия, и поэтому в наручники молодцев никто не заковывал и в кутузку не швырял. Представители правопорядка вздохнули, позвонили кому-то и, пожелав митингующим удачи, отправились ловить реальных преступников.

А зря… Ведь господин Айо Бенес тот еще авантюрист и приехал в тюльпановый рай не с пустыми руками. С собой в путешествие, кроме живых «плакатодержателей», он взял две дымовые шашки, три петарды «шутихи» и пару хлопушек. По его словам, на всякий случай. «Кто знает, как все обернется». И обернулось. Стоять около здания суда надоело, и вместе с «коллегами» он отправился на прогулку по городу, во время которой ему удалось вручить представителю парламента листовку, а чуть позже бросить дымовую шашку в здание Министерства юстиции. «Я пытался привлечь внимание минюста к своей акции, – объясняет Айо на суде. – И хотел, чтобы акция была экстраординарной, совершенно необычной. Поэтому я решил использовать дым. Моя целевая группа – чиновники, официальные лица и министры. Взял дымовую шашку, потянул за веревочку, открыл дверь, положил шашку и вышел». На этом веселая история не закончилась! Испугавшись эпатажного поступка товарища, болгарин и русский моментально скрылись из виду вместе с его вещами и паспортом. Бенес же аккуратненько раскладывал в стопочки листовки у входа в министерство.

Представители охраны, заметив дым, выбежали на улицу в поисках террориста. Не желая быть арестованным, Айос помчался прочь, но, к сожалению, плохо зная чужой город, угадил прямиком в канал, коих в Гааге немало. Голландские полицейские вытащили паникующего афроруса из воды и отвезли его в участок.

Эта история напоминает забавный детектив Дарьи Донцовой, но, если присмотреться, все намного серьезнее. Господин Бенес бросил в Министерство юстиции дымовую шашку – неважно, какие у него для этого были мотивы. Его поступок представлял некоторую опасность для окружающих. Кто знал, что это обычная дымовая шашка, а не бомба или ядовитый газ? Всем известно, к чему может привести паника большого числа людей.

Разумеется, его арестовали. У нас в России поступили бы также. Другое дело, как обращались с ним полицейские, и какой срок ему дали. В этом Голландия полностью отличается от нашей страны.

В зал суда Айо Бенес зашел веселый, счастливый и довольный жизнью. По его лучезарной улыбке и сияющим глазам я сразу поняла, что любителя экстремального эпатажа никто не бил и не запугивал, как это принято в наших тюрьмах, оставшихся в России на память от советского режима. На суде он говорил уверенно и спокойно. Судья иногда награждала его скромными улыбками, а он, в свою очередь, изо всех сил старался ее не перебивать, когда она говорила.

Кстати, ему предоставили переводчика на русский. В Голландии обвиняемым предоставляют квалифицированных переводчиков на родной язык: как для допросов, так и для суда. В России же, как показывает практика, это не всегда выполнимо. Члены экипажа «Санрайз» хороший тому пример.

Господина Бенеса долго расспрашивали о том, какую цель он преследовал и понимает ли серьезность содеянного. Поскольку он не осознает, почему его политическую акцию назвали «проступком», женщина прокурор решила потребовать для него шесть месяцев тюрьмы. В зале раздались, хоть и не громкие, но возмущенные, возгласы: «Разве можно? Это же срок!» Прокурор напомнила присутствующим, что в сумке активиста обнаружили запрещенную в Голландии пиротехнику, а именно «шутихи» – особо опасный вид петард.

Порядок слушания дела проходил совершенно обычно, почти как в России: за прокурором выступил адвокат, потом последнее слово дали подсудимому. Все вроде бы как у нас, но поведение судьи и прокурора, а также отношение к обвиняемому очень отличалось от привычного нам, россиянам. В положение горе-активиста вошел не только его адвокат, но и судья. Она объявила, что шесть месяцев – слишком большой срок за неудачную политическую акцию и выразила сожаление по поводу того, что господин А. Бенес не является жителем Голландии, а значит, не может быть заключен условно. Во время вынесения приговора учитывались смягчающие обстоятельства. Что интересно, судья обратила внимание не только на наличие у обвиняемого жены, ребенка и постоянной работы, но и на политический мотив его акции. В результате Айо Бенеса приговорили к шести неделям тюремного заключения, и присутствующие в зале голландцы облегченно вздохнули, радуясь смягчению наказания. Заметим, что в мае 2012 года в России за «ущерб губернаторскому забору» (несколько слов, написанных мелом), эколога Сурена Газаряна приговорили к трем годам условного заключения с испытательным сроком. А в июле того же года участницы группы Pussy Riot, спевшие в храме неблагоговейную песню, получили два года колонии общего режима. В этом году активисты «Гринпис», пожелавшие повесить баннер с экологическим слоганом на российской нефтяной платформе, могут заработать десятилетней срок за пиратство ли хулиганство. Хочется сказать нашему президенту спасибо за проект амнистии, да язык не поворачивается. За что экологов амнистировать, даже если этот проект воплотят в жизнь? Члены голландского экипажа не бросали дымовых шашек и не создавали беспорядков в министерских учреждениях.

Посмотрев на российские примеры судебного производства, испытываешь грусть!

Хочу обратить внимание на то, что Голландия, несмотря на гуманность своих правоохранительных органов, довольно спокойная страна. Выходит, от человеческого отношения к людям со стороны полиции и судей террористы не размножаются.