Расследования

История с украинкой, возмутившейся военными песнями, получила продолжение

88 256120

Материал «Ридуса» о конфликте в детском саду при столичной гимназии № 1539 вызвал бурное обсуждение и негодование интернет-общественности. Напомним, что нешуточные противоречия разгорелись между Евгенией Давыдовой — матерью двоих воспитанников детсада, являющейся гражданкой Украины — и Марией Резяпкиной — преподавателем ритмики и физкультуры этого учреждения. Украинку не устраивают тексты, аранжировки, «агрессивность» и громкость музыкальных произведений, включаемых преподавателем во время занятий по физкультуре и ритмике. По ее мнению, вместо методически выверенных фонограмм на занятиях звучат «советская военная попса», «блатняк в современной обработке» и «дерганная электронщина».

Пока пользователи соцсетей бурно обсуждают произошедшее и даже планируют серию пикетов возле садика, директор образовательного центра и госпожа Давыдова поспешили обвинить редакцию «Ридуса» в клевете. Пока только на словах: ни судебного иска, ни иных официальных претензий издание так и не получило.

В свою очередь «Ридус» также не намерен оставаться в стороне в сложившейся ситуации. Журналисты издания провели собственное расследование конфликтной ситуации и пришли к довольно интересным и неожиданным выводам.

Очень… специфическая девушка

Так после паузы в несколько секунд одна из мамочек, чей ребенок занимается в том же саду, характеризует Евгению Давыдову — бывшую сожительницу писателя Виктора Ерофеева, прославившуюся после скандального интервью (в те далекие времена Женя носила девичью фамилию Прокопюк и звучный псевдоним — Дюрер).

«Мы вообще сначала думали, что они (Давыдова с двумя детьми. — Прим. „Ридус“) из секты какой-то. Не общаются с нами, молчат, дети неконтактные, все время в сторонке сидят от остальных», — вторит ей другая родительница.

Зато госпожа Давыдова активно делится своими мыслями онлайн, в социальных сетях. В ее записях, старательно подчищенных после материала «Ридуса», можно найти немало любопытных моментов. Из них можно узнать о готовности Евгении, проживающей 18 лет в Москве, рассказать журналистам телеканалов о том, как плохо нынче живется в Крыму простым людям.

Таврида под российским флагом вызывает много негативных эмоций у Давыдовой. В частности, она переживает, что теперь не может хотя бы временно сбежать от ненавистного ей Путина в Крым.

Впрочем, это не помешало ей прибегнуть к «покровительству» российского президента, причем в весьма странной и неожиданной форме. В детсадовской группе «ВКонтакте» появилась фотография, где Давыдова стоит рядом с Путиным и Шираком. Подпись гласит: «Вот это я и два Президента. А теперь давайте быстро сделайте за собой уборку. ШВИДЕНЬКО! Щоб все за собой прибрали!». Видимо, эта публикация преследовала цель показать близкое знакомство с сильными мира сего, ну и заодно обозначить дистанцию между госпожой Давыдовой и «десантами» с популярных интернет-порталов «ЯПлакалъ» и «Пикабу».

Однако опытные серферы довольно быстро выяснили, что фотография была сделана десять лет назад еще в прошлой, «ерофеевской» жизни Давыдовой. Конечно, подпись под, точнее, над фотографией в то время была другая. 

К чему вся эта лирика? Это ответ на комментарий Давыдовой «Комсомолке»:

Откуда взялись обвинения в яром украинском национализме — не понятно.

Действительно, откуда же.

«Военная попса», «блатняк в современной обработке» или агрессивная музыка?

Я попросила методиста и заведующую детсада, чтобы на ритмике музыку включали потише и использовали другие композиции. Обычно дети танцуют под какую-то дерганную электронную музыку без слов. Мне кажется, это не лучший выбор. Ни о какой «военной попсе» речи не было! цитирует «Комсомолка» Давыдову.

Примерно то же самое она поведала гражданскому корреспонденту «Ридуса», который сумел пообщаться с ней возле детсада.

Более того, о том, что Давыдова жаловалась именно на громкость музыки, а не на содержание песен, заявляет и директор гимназии в своем официальном обращении, последовавшем после публикации «Ридуса».

Мы еще вернемся к утверждению директора о «громкости» музыки, а про «военную попсу» «Ридусу» и правда известно лишь из беседы нашего журналиста с Марией Резяпкиной. Впрочем, на страничке Давыдовой в Facebook можно найти определение музыкальному формату уроков ритмики, сделанное самой Евгенией:

Захожу — и снова на меня обрушивается на весь садик бам-бам-бам-бам-бам-бам-бам-бам! В ритме 240 ударов в минуту. И словечки «по субботам всех погибших поминаю!». Это у нас преподаватель ритмики. До этого я засекла блатняк типа «дефки ждут пацанов от призыва до призыва». Писала заявление с просьбой пересмотреть репертуар. Сегодня — снова здорова. Пошла скандалить — преподаватель ритмики делает лицо кирпичом, мол, вы ослышались, нет там таких слов. Воспитатели из других групп орут на меня, что это современная обработка и что я единственная, кому она не нравится. Из всего садика.

Современная обработка — это, судя по всему, про знаменитую песню Шаинского «Идет солдат по городу». Предоставленное «Ридусу» родителями видео, на основании которого и был подготовлен первый материал, снято на утреннике в честь 23 Февраля в том самом детском саду. Группа, правда, возрастом постарше. Младшие на утреннике действительно обошлись без формы. По словам родителей, они примерили погоны несколькими днями позже во время фотосессии. Все по желанию родителей, конечно, безо всякой принудиловки.

По телефону у Марии Резяпкиной удалось выяснить про «блатняк». Речь идет о композиции ниже, одобренной столичным Департаментом образования. Видео снято в саду, не имеющем отношения к данной истории. Поиск в YouTube показывает, что песня популярна и в садах, и в школах. Смотрите с пятидесятой секунды.

«Она настаивает, что на занятиях должна звучать электронщина без мелодии с довольно низкосортным текстом», — эта цитата уже из другого поста Давыдовой. Так в чем же суть проблемы, в «дерганной электронной музыке без слов» или в «блатняке в современной обработке»?

Давыдова обвиняет

В Интернете Давыдова выступает в качестве обвинителя. Это у нее получается неплохо. Пройдясь по «Ридусу», Резяпкиной и сетевым троллям, Евгения заодно обвинила в некомпетентности сразу сотню-другую методистов детских садов. В жалобе, которую, как утверждает Давыдова, она подавала — фотографию заявления девушка опубликовала на своей странице «ВКонтакте» — указано, что музыка слишком агрессивна для подрастающего поколения (что, напомним, противоречит утверждению директора гимназии, в соответствии с которым Евгения жаловалась на громкость музыки, хотя, как мы видим, об этом тут ни слова). И речь идет в том числе о «блатняке» про солдат, которых ждут девчонки, весьма популярном в детских образовательных учреждениях и прошедшем одобрение тех самых методистов.

Обращение Давыдовой к директору гимназии № 1539 Карачаровой (Давыдова его сначала опубликовала, а потом удалила), но в резделе «фото» оно все равно осталось на ее странице «ВКонтакте»

Интересны и основания, на которых Давыдова делает вывод об излишней агрессивности музыки для детской группы определенного возраста.

Дело в том, что рассуждать о негативном влиянии музыкального сопровождения на неокрепший детский организм можно лишь в том случае, если дети дома после занятий ритмики стали, например, гиперактивны: бесятся почем зря так, что не успокоить. Родители ничего такого не заметили.

«Мой сын ни на что не жаловался, ему было все здорово», — говорит одна из мам. «В сад 150 человек ходят, и только одна мама воспринимает музыку агрессивной? Ну не может быть такого», — объясняет другая.

«Если бы включили какой-нибудь хардкор, было б понятно, и можно было бы еще поспорить, что музыка агрессивная, а там все в пределах разумного. Это надумано. И то, дети по-разному к музыке относятся, моя дочь вообще любит слушать KoЯn», — говорит третья.

«Таких научных данных, что какой-либо ритм в том или ином возрасте как-то влияет на проявление агрессивности, в природе не существует. Подобные выводы можно делать лишь на основе эксперимента. Экспериментальный план таков: берутся дети с одинаковыми показателями, на них воздействует сначала одна музыка, потом другая. Потом сравнивают уровни агрессивности. Если видят достоверность в различии, тогда можно говорить о том, что музыка влияет. То, что она брякнула, никакого научного подтверждения не имеет, это ее личная точка зрения. Это вкусовые предпочтения, может быть, это у данной конкретной дамы эта музыка вызывает агрессивность», — объяснила детали Ирина Морозова, завкафедры психологии МОУ «Институт Верхневолжья».

В некомпетентности Давыдова, разумеется, обвиняет Марию Резяпкину: «Сейчас выясняется, что диплома девушки никто не видел, никто не знает, какое у нее образование. Хотят слухи, что на занятиях она кричит на детей и использует непедагогичные методы».

«Ридус» подал запрос в вуз с просьбой проверить ее диплом, и складывается впечатление, что никаких сюрпризов данная процедура не принесет. Отзывы родителей детсадовцев о ней, за исключением Давыдовой, самые благоприятные.

«Молодая девушка лет двадцати пяти, у нее я не увидела каких-то там особых патриотических наклонностей, она не агрессивная, как там Давыдова писала, что она нецензурно выражалась. Очень лояльная, на детей никогда не повышает голос, даже когда те ее не слушаются», — так отзывается о Резяпкиной одна из мам.

«Никаких поводов усомниться в ее учительских навыках у меня не было, в отличие от остальных воспитателей в детсаду, потому что из-за некомпетентности некоторых воспитателей мне пришлось ребенка два раза переводить из одной группы в другую», — говорит другая.

Стена молчания

Сложно разобраться в ситуации, когда с тобой не хотят говорить. Точнее, вызвать на контакт родителей детсадовских воспитанников особого труда не составило. Они довольно охотно делятся своими наблюдениями и соображениями. Правда, строго на условиях анонимности. «Я только прошу вас, чтобы мое имя нигде не фигурировало», — примерно такие слова можно было услышать от каждой родительницы, с кем удалось поговорить.

Причина боязни у них общая: страх за счастливое времяпрепровождение детей в стенах детского сада. Однако от них удалось узнать, что представители родительского комитета собирали подписи в защиту Резяпкиной, «потому что воспитатели нам сказали, что ее собираются уволить». «Ридусу» удалось выяснить текст обращения в поддержку Марии, переданного родителями заведующей детским садом:

Родительский комитет отмечает в этом году положительные изменения в части подготовки утренников и спортивных мероприятий. В связи с этим выражаем благодарность Резяпкиной М.А.

С ее приходом в качестве спортивного преподавателя в нашем саду стали проводиться более интересные спортивные занятия по фитнесу, что способствует укреплению здоровья детей. Просим вас объявить благодарность данному воспитателю.

Также просим по мере возможности увеличить количество спортивных занятий в нашем ДО, в том числе за счет дополнительных секций.  просьбой о поощрении родители пытались предотвратить увольнение педагога.

Все переговоры «Ридуса» с родителями зафиксированы на диктофон и будут представлены в случае судебных разбирательств. Помимо прочего, мамы сообщили, что претензий к Резяпкиной у них нет, а вот к директору образовательного центра — Карачаровой Татьяне Ивановне — хватает.

В частности, корреспонденту «Ридуса» рассказали историю о маленьком ребенке на декабрьской прогулке без шапки, шарфа и в расстегнутых сапогах. «Дирекция не реагировала на жалобы, хотя повод был серьезный. Я писала заявление на имя директора: прошу принять меры к воспитателю. Никак не отреагировали, руководство сослалось на то, что у меня очень юный возраст и что я все это выдумываю. Из меня сделали такую дуру! Она (Карачарова. — Прим. „Ридус“) на меня грубо накричала, что я все выдумываю. Не нравится — либо уходи из сада, либо переводи ребенка в другую группу».

А ниже вот, к примеру, отзывы о директоре из сетевого пространства.

Пообщаться лично с Татьяной Карачаровой, к сожалению, у журналистов «Ридуса» не получилось. Попытка встретиться с ней была предпринята днем в понедельник, однако, по словам секретаря, пообщаться с ней вряд ли удастся в течение двух дней как минимум. Не «срослась» и встреча с Марией Резяпкиной. Точнее, вечером 18 апреля в телефонном разговоре она согласилась на беседу.

Я боюсь сейчас с кем-то даже встречаться, потому что я даже не знаю, как сделать. Может быть, вы в сад придете тогда? Чтобы не было такой ситуации, что я там где-то встречалась где-то на нейтральной территории, потому что не хочется потом лишних вопросов опять. Я могу с вами встретиться во время тихого часа, с 13 до 15, заявила преподаватель физической культуры и ритмики.

Два часа спустя она перезвонила и попросила захватить с собой официальный запрос от редакции на имя Карачаровой. Встреча должна была состояться в стенах детсада в присутствии заведующей. Когда в назначенное время корреспондент «Ридуса» добрался до места, Мария заявила по телефону: «Я не смогу с вами встретиться. Причины отказа — без комментариев».

По словам родителей, сотрудники детсада в первую очередь хранят молчание из-за опасений за свою работу. Увольнения неугодных здесь случались и раньше. Мамы точно так же собирали подписи в защиту одной из воспитательниц, но директор не принял во внимание мнение восемнадцати человек и поступил по-своему. У родителей, как оказалось, накопилось множество претензий к руководству гимназии. Потому «Ридус» обязательно продолжит расследование ситуации и в саду, и во всем образовательном центре.

Редакция все еще ждет разъяснений по поводу клеветы от директора образовательного центра, а также содействия в организации полноценного интервью с дирекцией учебного заведения, преподавателем по ритмике и штатным психологом. Кроме того, хотелось бы получить разъяснения, почему жалобы и обращения одних родителей рассматриваются, а других — нет. Соответствующие запросы направлены руководству образовательного центра и в Департамент образования Москвы.

Если родители бывших и нынешних воспитанников образовательного центра при гимназии № 1539 захотят высказаться в защиту руководства образовательного учреждения или, наоборот, выступить с обвинениям в адрес дирекции, пишите на почту detective@ridus.ru. Мы обязательно рассмотрим все полученные обращения.

Другие расследования «Ридуса»: