Возможно, кто-то помнит, что летом я уже побывал в Березняках – это Пермский край. Так вот, теперь получилась своеобразная «вторая серия» того же репортажа: Березняки и Верхняя Салда связаны, несмотря на приличное расстояние, отделяющее их друг от друга. Объединяет города титановая корпорация «ВСМПО-Ависма». Одна ее половинка – ВСМПО – расположена в Верхней Салде, вторая – «Ависма» – в Березняках. А вместе, представьте себе, – единое целое. Сейчас «ВСМПО-Ависма» переходит на новый этап развития. Госкорпорация «Ростехнологии» отпустила компанию в свободное плавание, сохранив за собой только блокирующий пакет (25%+1 акция). А большая часть отныне принадлежит менеджменту титанового холдинга, что я лично считаю справедливым.
Это очень сильный российский актив. «ВСМПО-Ависма» – крупнейший в мире производитель высококачественного авиационного титана. Уральский металл закупают мировые авиастроительные корпорации Boeing и Airbus. Но, кстати, «ВСМПО-Ависма» может похвастаться не только внушительными успехами на мировом авиарынке, но и богатой историей с интересным, прямо-таки кинематографическим сюжетом. По сценарию про титановый холдинг получилось бы неплохое кино с завязкой, развитием и кульминацией. Слава богу, без развязки.
Это может показаться странным, но ВСМПО было основано в Московской области в 1933 году. Тридцатые годы стали временем бурного развития советской авиации, которой требовались детали из алюминия и его сплавов. Московский завод №45 стал площадкой внедрения инноваций, как сказали бы сейчас. С 1936 по 1940 годы объем производства вырос в 4 раза.
Однако московскую прописку пришлось сменить: началась Великая Отечественная война, и рисковать стратегически важным предприятием было нельзя. В 1941 году завод эвакуировали на Урал, в город Верхняя Салда. В экстремальных условиях, на морозе, практически голыми руками рабочие смонтировали перевезенное из Москвы оборудование на площадях завода «Стальконструкция». Там же разместился завод № 519 наркомата цветной металлургии. Из их слияния и родилось ВСМПО – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Уже в декабре 1941 года оно запустилось – быстро переехали, не правда ли?
Во время Великой Отечественной войны продукция ВСМПО использовалась в авиа-, судо- и танкостроении, производстве оружия. В 1943 году завод уже полностью обеспечивал потребности военной авиации. В 1956 году в Верхней Салде выплавили первый, исторический слиток титана. Он весил всего 4 кг. С этого времени именно титан стал главным материалом ВСМПО.
О скорости развития титанового производства можно судить по такому факту: в 1976 году на заводе уже выплавили слиток массой 15 тонн – в 3750 тяжелее, чем 20 лет назад.
В конце восьмидесятых продукция предприятия уже поставлялась не только российским заказчикам, но и зарубежным. ВСМПО стало мировым лидером в производстве титана: предприятие выплавляло в 1,5 раза больше слитков, чем все остальные поставщики сплава на мировом рынке.
В девяностые годы именно ориентация на мировой рынок позволила заводу выжить и сохранить уникальное производство. В кризисных условиях рассчитывать на государственную помощь не приходилось. Важным шагом стало сотрудничество с ОАО «Ависма» – поставщиком титановой губки. В 1998 году предприятия объединились в производственно-технологическую корпорацию «ВСМПО-Ависма».
В середине двухтысячных титановая корпорация оказалась в сложном положении. Конфликт основных акционеров стал причиной дестабилизации производства и вообще грозил развалом отрасли. В 2005 году были даже приостановлены торги акциями «ВСМПО-Ависма», так как более 70% из них оказались под арестом.
Ситуацию спасло вмешательство корпорации «Ростехнологии», которая приобрела 70,42% акций «ВПСМО-Ависма». Это гарантировало, что уникальное титановое предприятие не попадет в злые руки и не будет распродано по частям или за бесценок. Оказаться под крылом у крупной госкомпании накануне мирового кризиса – большое везение.
В 2007 году было образовано совместное с Boeing предприятие Ural Boeing Manufacturing, которое занимается механической обработкой титановых штамповок для гражданских лайнеров, в том числе для знаменитого Boeing 787 Dreamliner.
Генеральному директору Михаилу Воеводину, назначенному «Ростехнологиями» в 2009 году, удалось одновременно сократить издержки и избежать массовых сокращений. Редкая комбинация. По договору с профсоюзами было решено ввести четырехдневную рабочую неделю, в итоге от увольнения спаслись 4000 человек, попавших в зону риска. Еще в этом кризисном году были подписаны долгосрочные контракты с Boeing, EADS и Safran Group. Это дало возможность не сворачивать инвестиционную программу, принятую еще в 2007 году.
В 2012 году «ВСМПО-Ависма» не только вышла на докризисный уровень производства, но и превысила его. Если в 2007 году здесь выплавлено 27,4 тыс. тонн титана, то в 2012 году – уже 31,3 тыс. тонн. Чистая прибыль компании за последние три года выросла со 173 млн рублей до 7,1 млрд рублей.
Прошедший год во многом стал знаковым. Получив контроль над днепропетровским «Демуринским горно-обогатительным комбинатом», «ВСМПО-Ависма» расширила свою сырьевую базу: 30-40% потребностей в сырье будет обеспечивать свежее «приобретение». В комбинат уже инвестировали около 30 млн долларов. Также у ВСМПО теперь есть лицензия на месторождение ильменита «Центральное» в Тамбовской области. «Ростехнологии» сделали из «ВСМПО-Ависма» сильную и успешную компанию, теперь ее не страшно отправить в свободное рыночное плавание.