Общество

История вопроса легализации оружия

0 829

Легализация оружия — одна из особенно остро дискуссионных тем, касающихся широкого перечня общественных проблем: от общественной безопасности до нравственности и различных философских подходов к пониманию насилия и допустимости противодействия ему. В центре дебатов находится легализация прежде всего лицензируемого владения и скрытого ношения пистолетов — огнестрельного короткоствольного нарезного оружия, однако зачастую дискуссия ведётся о самом праве граждан на самозащиту и роли государства в обеспечении общественной безопасности. Эта тема крайне разнообразна, в странах где полностью запрещён гражданский оборот огнестрельного оружия, она может носить иной характер, существуют сторонники полного запрета огнестрельного оружия как такового, а например для обществ со свободной продажей огнестрельного оружия даже без лицензий, дискуссия может вестись о праве на частное легальное владение более разрушительных образцов стрелкового оружия, например автоматов, а также иных разновидностей вооружений, вплоть до владения ОМП. Дебаты получили широкое распространение с 20 века, вследствие демократизации общественной жизни и второй промышленной революции, сделавшей огнестрельное оружие с конца 19 века массовым предметом быта, доступным даже слабо обеспеченным слоям населения.

История вопроса

Особую остроту проблема доступа населения к оружию проявляет после прецедентов его применения террористами и маньяками против социума и государства, после чего зачастую следуют новые волны ограничений на его оборот, хотя это является обоюдным аргументом, так как не всегда законопослушные граждане в подобных ситуациях имели возможность его применения.

Исторически оружие существовало задолго до появления государств и законодательной системы общественных санкций, в какой-то мере оружием можно считать средства нападения, питания и самозащиты различных жизненных форм, от стрекательных клеток и механизмов эндоцитоза до клыков и когтей у животных. У людей оружие вышло на принципиально новый уровень, хотя первое искусственное вооружение и начиналось с крайне примитивных форм каменных и им подобных инструментов, однако само его предназначение как средства конкуренции и выживания не изменилось. Разумеется, изначально общественных ограничений и запретов на владение оружием не существовало, однако впоследствии элиты предпринимали различные шаги по ограничению доступа к оружию:

В III веке до н. э. в объединённом Китае император Цинь Ши Хуанди издал указ о конфискации оружия у частных лиц, а так же приказал разрушить все крепостные стены вокруг городов внутри страны. Эта политика осуществлялась одновременно с массовыми репрессиями в отношении инакомыслия, уничтожением «политически не верной» литературы, развитием системы доносительства, централизации, унитаризмом, ростом налогов и трудовых повинностей, а так же ростом количества государственных рабов.

«Людям различных провинций строго запрещается владеть мечами, короткими мечами, луками, копьями, огнестрельным оружием и другими видами оружия. Такое владение оружием затрудняет сбор налогов и пошлин и способствует зарождению восстаний» (Тойотоми Хидеоши, сегун, 1588 год).

«Ни один раб не должен хранить или переносить оружие, если только у него нет письменного приказа хозяина или если он не находится в присутствии хозяина» (Билль о рабах, Вирджиния, 1779 год).

В 1911 году в Османской империи принята 166 статья уголовного кодекса, ущемляющая права подданных на ношение оружия. В 1915-17 годах в ходе геноцида убито порядка 1,5 млн. армян.

«Селениям, в которых скрывается оружие… объявлять приговор об изъятии заложников и расстреливать таковых в случае не сдачи оружия… В случае нахождения спрятанного оружия расстреливать на месте без суда старшего работника в семье» (полномочная комиссия ВЦИК, 1921 год).

В Третьем Рейхе было существенно ограничено право граждан на самооборону. В 1938 году принят указ об оружии, переводящий вопрос о выдаче права на владение оружием в компетенцию НСДАП. Так же Адольф Гитлер говорил: «глупейшей ошибкой было бы позволить завоеванным людям на востоке владеть оружием. История учит, что все завоеватели позволявшие подчинённым им расам носить оружие, этим подготавливали своё собственное падение»

В 1935 году в маоистком Китае приняты 186 и 187 статьи уголовно кодекса и закон о безопасности в 1957 году. Они существенно ограничивали гражданское вооружение. Характерно при этом, что в ходе политических чисток режим уничтожил до 20 млн. человек.

Уганда, 1971 год. После принятия указа об огнестрельном оружии убито 300 тысяч христиан и политических конкурентов.

Камбоджа, 1975—1979 годы. Более миллиона представителей интеллигенции убиты после принятия статей 322-328 Уголовного кодекса, запрещающих гражданам носить оружие.

Дискуссия о правовом статусе оружия обостряется после случаев массовых убийств, однако таковые происходят в абсолютном большинстве случаев с использованием нелегального оружия на территориях где оружие запрещено, будь-то школы, университеты и зоны «free gun», таким образом жертвы не имеют законных оснований для самозащиты и безоружны.

При этом даже история тоталитарных режимов богата случаями демонстрирующими эффективность вооружённого отпора преступности, так, в 1946 году майор контрразведки Василий Давиденко стал заместителем начальника райотдела милиции в одном из районов Одесской области. В первый день его службы за сутки в его районе было совершено порядка 50 зафиксированных случаев вооружённых грабежей. Давиденко удалось ликвидировать массовую преступность в районе за один месяц. Для этого он из области запросил грузовую машину с сотнями винтовок и ящиками патронов, распространённых без расписок в городах и сёлах района.

В том же году в самой Одессе жители массово жаловались на ситуацию с преступностью, пока сюда не был сослан маршал Жуков, где он провёл полумифическую операцию «Маскарад», отправив вооружённых офицеров в гражданской форме прогуливаться по ночному городу и стрелять на поражение при попытке ограбления, пока в течение недели уличная преступность в городе практически исчезла, а преступный элемент мигрировал в менее вооружённые регионы.

В 1947 году на восстановлении Сталинграда свирепствовала преступность, банды отнимали в день получки зарплаты бульдозеристов. После жалобы в Москву, в город приехало шесть вооружённых человек со специальными мандатами подписанными Меркуловым. Они устроились на стройку бульдозеристами, в день зарплаты к ним подошли бандиты, однако получили вооружённый отпор. Несколько вымогателей оставили в живых и после пыток выяснили остальной состав банды, направившись по полученным адресам. За один вечер было расстреляно порядка двадцати человек, а трупы сброшены для публичного обозрения в Волгу, что резко уменьшило уровень преступности.