Недавно газета национальной безопасности The Politico опубликовала новость о том, что США могут передать Украине партию западных истребителей. Вопрос вынес на обсуждение начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун на ежегодном форуме по безопасности в Аспене.
Он не смог сказать точно, какие именно это будут машины и когда именно Киев их получит, однако отметил, что это будут не МиГи. Западные СМИ предполагают, что это в первую очередь будут штурмовики A-10 «Тандерболт» II и истребители четвёртого поколения F-16.
«Фэйрчайлд Рипаблик A-10 Тандерболт» II («Удар грома II») (англ. Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II, прозвище — Warthog, рус. «Бородавочник») — американский одноместный двухдвигательный штурмовик, предназначенный для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, поражения танков, бронемашин, других наземных целей.
Самолёт принят на вооружение в 1976 году и по настоящее время является единственным самолётом ВВС США, предназначенным и используемым исключительно для решения задачи непосредственной авиационной поддержки. Всего произведено 715 таких штурмовиков. Стоимость единицы — 18,8 миллиона долларов.
F-16 благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости является самым массовым истребителем четвёртого поколения (построено свыше 4600 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран). Последние из 2231 °F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году.
Что может противопоставить этим самолетам Россия? Это прежде всего истребители МиГ-29 и Су-35, а также различного рода ЗРК, в частности С-400 «Триумф».
МиГ-29 против F-16
Что касается A-10 «Тандерболт», то против МиГ-29 ему однозначно не выстоять в воздушном бою. Даже министр Военно-воздушных сил США Фрэнк Кендалл на форуме по безопасности в Аспене заявил, что «Бородавочники» пылятся на складах уже восемь лет и их не жалко передать Украине. Интересно отметить, что в одном из американских учебных центров рядом мирно стоят русский МиГ-29 и непривлекательный штурмовик Fairchild Republic A-10 по прозвищу Warthog (в переводе бородавочник, уродина, страшилище).
Что же касается МиГ-29 и американского F-16, то здесь не все просто. Оба они являются истребителями четвёртого поколения. F-16 впервые поднялся в небо в середине 70-х минувшего столетия. Сейчас этот истребитель составляет основу ВВС США и других стран. МиГ-29 поступил на вооружение в фронтовую авиацию только в середине 80-х. Из 1670 построенных истребителей 800 были проданы 30 странам мира.
В ближнем маневренном бою российский военный самолёт имеет более сильные лётные характеристики. Такое преимущество достигается благодаря наличию двух двигателей и интегральной компоновке. У F-16 эти параметры хуже. Скорость разворота российской боевой машины — 22,8 градуса в секунду, а у F-16 она ниже — 21,5 градус в секунду. Российский истребитель набирает высоту со скоростью 334 метра в секунду, а «американец» — 294 метра в секунду. Для МиГа предпочтительнее бой в вертикальной плоскости, а для F-16 — в горизонтальной. «Американец» сильнее в сражении на высоких скоростях, русский истребитель — на низких.
Российский военный самолёт более безопасен, чем американский. У него два двигателя, а это значит, что, если один их них выйдет из строя, второй сможет обеспечить полноценный полёт. У F-16 двигатель только один. В случае его поломки или попадания снаряда летательный аппарат обречён на гибель.
Авиапушки российских истребителей стреляют дальше, у них больший калибр. Точность огня корректируется лазерным дальномером. Он обеспечивает высокий процент попаданий в цель. Американская авиапушка имеет больший боекомплект, но меньший калибр.
На среднем расстоянии силы воздушных боевых машин равны. Успех сражения будет зависеть от мастерства пилотов и качества имеющихся на борту ракет.
Су-35 и F-16
F-16 Viper («Гадюка») остается мощным истребителем, однако потенциальные противники ликвидировали отставание, и новейший российский истребитель «Сухой» Су-35 уже не уступает F-16, а по многим параметрам даже его превосходит.
При наличии хорошо подготовленных пилотов и поддержки с наземного пункта управления или с помощью самолетов дальнего обнаружения AWACS Су-35 представляет собой исключительную угрозу для любого западного истребителя, за исключением американского F-22 Raptor.
Управление вектором тяги обеспечивает Су-35 преимущество на очень низких скоростях, однако это не является непреодолимой проблемой для опытного пилота F-16, если он хорошо знает, как полностью использовать возможности своего самолета.
Огромный шаг вперед был сделан по части системы управления вооружением Су-35. Появилась новая РЛС с фазированной антенной решеткой «Жук-МФ», выполняющая сканирование практически мгновенно при помощи электронного отклонения луча. Дальность обнаружения цели типа истребитель поколения 4+ с пониженной заметностью (не самолет-невидимка!) — 140 километров. Одновременно сопровождаются до 20 целей.
В схему управления вооружения введена оптико-локационная система (ОЛС), которая позволяет обнаруживать воздушные цели без включения РЛС. Тем самым повышается скрытность действий самолета, поскольку ОЛС работает в пассивном режиме, ничего не излучая.
Конечно, на ряде модификаций F-16, включая F-16E/F Block 60 Desert Falcon, практически все системы, в том числе РЛС, обновлены. Новый комплекс самообороны обладает повышенной помехоустойчивостью, в комплексе радиоэлектронной борьбы используются новые алгоритмы, возросла защищенность канала передачи речевых сообщений и цифровых данных. При этом все последние модификации ракет «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» в обязательном порядке интегрируются в систему вооружения F-16.
Так что встреча в небе в условиях боя «новых» Су-27 и F-16 будет нелегкой для обоих истребителей. Но новые модификации F-16 США не собираются поставлять Украине.
Российские «ворчуны» уничтожат любые истребители Запада
С-400 «Триумф» (Growler, буквально «ворчун») — российский зенитный ракетный комплекс (ЗРК), зенитная ракетная система большой и средней дальности. С-400 предназначен для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения (в том числе гиперзвуковых).
Принята на вооружение 28 апреля 2007 года. На 2021 год в Воздушно-космических силах более 70% зенитных ракетных полков перевооружены на системы С-400. Радар раннего обнаружения обеспечивает дальность обнаружения до 600 километров.
Ракетами сверхбольшой дальности 40Н6Е комплекс может поражать аэродинамические цели на дальности до 400 километров. ЗУР 40Н6 предназначена для борьбы с самолетами стратегической авиации B-1, FB-111 и B-52H, тактической авиации F-15, F-16, Lockheed Martin F-35 Lightning II и F-22, ДРЛО (E-3A и E-2 °C), РЭБ (EF-111A и EA-6), воздушными командными пунктами, стратегическими бомбардировщиками, гиперзвуковыми крылатыми и баллистическими ракетами. Оснащение ракеты новой головкой самонаведения позволяет вести обстрел и поражение целей, находящихся за пределами видимости наземных локаторов. Новая ЗУР разработана МКБ «Факел», серийное производство развернуто на ММЗ «Авангард».
Ракеты могут поражать низколетящие цели на высоте от пяти метров (для сравнения: американский комплекс «Пэтриот» способен поражать цели только на высоте не менее 60 метров). Возможно использование нескольких типов ракет, обладающих различной стартовой массой и дальностью пуска, что позволяет создавать эшелонированную оборону. Так что и здесь F-16 делать нечего.
Пойдет ли учеба на пользу?
Но даже если Киев получит некоторое количество старых западных истребителей, проблему нельзя будет назвать решённой. На Украине сейчас нет инфраструктуры под эти машины. Вся инфраструктура, что была, рассчитана на советские самолёты, да и та фактически уничтожена силами ВКС РФ. А для F-16 и других истребителей необходимо привезти топливо, ГСМ и многое другое.
Не решён вопрос с обслуживанием и ремонтом истребителей. Министр обороны Украины Алексей Резников признавал, что украинские аэродромы не готовы к использованию самолётов F-16.
При этом базовый курс обучения пилотированию F-16 на авиабазе Люк (штат Аризона) занимает около девяти месяцев и включает в себя академическую подготовку, тренировки на тренажерах и вылеты. Но еще до того, как курсанты прибудут в Люк, они должны пройти шесть месяцев базовой летной подготовки на учебных самолетах типа Т-6, семь месяцев на Т-38 и шесть — восемь недель потратить на изучение базовых основ управления истребителем и продвинутых маневров на АТ-38. Итого, если учить украинских летчиков в штатном режиме в Соединенных Штатах, необходимо не менее полутора лет. А к тому времени и СВО кончится.
Дружба дружбой, а денежки врозь
И ещё один момент: НАТО если и передаст истребители, то не безвозмездно. Долг за военную помощь у Киева уже накопился такой, что платить по счетам придётся, скорее всего, следующему поколению украинских политиков, при том что вопрос существования государства Украина вообще под вопросом.
Цена одного F-16 может достигать от 43 до 55 миллионов долларов за единицу. Цена A-10 Warthog по состоянию на 1994 год составляла 11,8 миллиона за штуку, а за счёт инфляции «Бородавочник» сегодня может стоить не менее 17,7 миллиона долларов.
Если исходить из потребностей ВСУ, то для того, чтобы закрыть небо Украины, нужно примерно 400 истребителей. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что такого количества боевых самолётов, которое требуется Украине, нет нигде, даже если перерыть все ангары со старой техникой в США и других странах НАТО.
Попытаемся суммировать: даже если все решения по передаче F-16 Украине и в Киеве, и Вашингтоне будут приняты прямо сегодня, ранее второй половины следующего года Россия определенно не сойдется с ними в воздушном бою в небе Украины. Другими словами: или российская спецоперация закончится, или Украина просто развалится под тяжестью экономических, военных и социальных проблем.